ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

А. Н. Толстой и зарубежный мир -jdT литературы — взыскательно исследовать нравственное становление лич­ ности,—и в первую очередь внимание автора устремлено на развитие не интеллекта, не ума, а души. Потому личный повествователь в «Детстве» дистанцируется и избирает для себя точку наблюдения издалека, когда это развитие уже завершено («Я был так несчастлив в жизни»). Движе­ ние сюжета определяется моментами обретения экзистенциального опыта: «Никогда не забуду этого страшного взгляда»; «Я решительно не могу объяснить жестокости своего поступка»; «Я в первый раз в жизни изме­ нил в любви и в первый раз испытал...». Т. Фонтане, классик немецкого реализма, учитывал в своем творче­ стве уроки художественного мышления своего современника Толстого. Если сопоставить его роман «Мои детские годы» (1897) с повестью «Детство», то обнаруживается много общего, вплоть до очевидных со­ впадений, хотя между 1952 и 1897 гг. пролегает чуть ли не полвека. Близость видна уже на уровне композиции: названия глав книги Толстого оживают в логике повествования у Фонтане. «Учитель», «М атап», «Папа», «Классы», «Охота», «Игры», «Что за человек был мой отец?», «Гости», «Горе» — эти главы предсказали путь повествования в книге. Фонтане также останавливается на характерах родителей (причем описывает страсть к карточной игре отца и вызванные ею душевные терзания матери) и учителей, на играх; он сополагает «детский» и «взрослый» мир. Но для него на первом плане уже не нравственное развитие души, а нечто иное. По убеждению Т. Фонтане, «роман должен быть зеркалом эпохи, в которой мы живем». В поэтике своей книги о детстве он воплощает принципы немецкого поэтического реализма, классиком которого стал. Поэтому с предельной точностью и детализированностью писатель вос­ создает действительность своего времени, подробно описывая каждый элемент быта, нравов, географические и культурные реалии. Фонтане ука­ зывает социальную принадлежность каждого персонажа, характеризует его родовые, семейные и общественные связи, черты характера, показыва­ ет отношение к нему окружающих. В центре книги — образ повествователя. Роман автобиографичес­ кий, что подчеркнуто рк е на первой его странице. Тем не менее Фонтане написал литературное произведение —роман, в котором высказаны эсте­ тические взгляды писателя, но не прямо, а опосредованно, через отбор Материала и его интерпретацию. Детское сознание становится той Инстанцией, которой доверено главное — организация всего множества Сталей, фактов, разного рода сведений в единый и завершенный, цельный 257

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=