ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 исполнить. И пусть наш голос звучит одной только любовью. Мы здесь так измучились от силы и злобы, нам нужно слышать голос любви...» [49]. Итак, Чайковский как читатель Толстого не только отразил творче­ ство великого писателя в последовательности его появления в читательском сознании одного из своих современников, но и интеллек­ туальную среду, в которой произрастал и оформлялся огромный художе­ ственный мир образов и идей, воплотившихся в музыкальных звуках, ставший на вечные времена огромным художественным пространством, звуковым, космосом, имя которому Петр Ильич Чайковский. Примечания 1. Чайковский П. И. Письмо к Ю. П. Шпажинской, 26 марта 1887 г. / / Чайковский П. И. Полн. собр. соч.: Лит. произв. и переписка— М., 1953 - Т. 1 4 - С. 74. 2. Толстой Л. Н. Детство и отрочество. 2-е изд.— М.: Тип. А. Гор- лецкого и М. Терехова, 1976,— С. 5—140. 3. Воспоминания о П. И. Чайковском. 3-е изд.— М., 1979. 4. Чайковский П. И. Указ. соч.— Т 5.— С. 141—143. 5. Воспоминания...— С. 49. 6. Толстой Л. Н. Собрание сочинений,—М., 1984,—Т. 18.—С. 793. 7. Чайковский П. И. Указ. соч.— Т. 5.— С. 101. 8. Маймин Е. А. Лев Толстой.— М., 1984.— С. 63. 9. Примечательно, что с таким пониманием толстовских «Казаков» Чайковский был знаком по книге, которую приобрел через 10 лет: Мил­ лер О. Русские писатели после Гоголя. Ч. 2. Гр. Л. Н. Толстой.— СПб., 1886,— С. 223—443. В ней целый раздел посвящен повести «Казаки» с большим количеством цитат и комментариев к ним; проводится парал­ лель с «Цыганами» Пушкина (Алеко — Оленин) и даются ссылки на разбор поэмы «Цыганы» Ф. М. Достоевским. 10. Об этом см.: Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений.— М., 1958.— С. 147. 11. Чайковский П. И. Указ. соч.— Т. 16-А.— С. 271. 12. Там же - Т. 8 - С. 240, 245. 13. Там же,— Т. 12.— С. 245. 14. Там ж е ,- Т. 16-А ,- С. 203. 15. Архив Государственного дома-музея П. И. Чайковского (ГДМЧ)> д1№ 483, с. 131-158. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=