ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 В статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», в разде­ ле об обучении детей пению и музыкальной грамоте, Толстой приветствует так называемый метод Шеве. Метод Галена —Шеве был широко известен и распространен как в Европе, так и в России. В России распространению этого метода способствовали такие выдающиеся деятели культуры, как В. А. Соллогуб, В. Ф. Одоевский, Г. А. Ларош, Г. Я. Ломакин, а также К. К. Альбрехт, известный музыкант, один из ближайших друзей Чайковско­ го. По его просьбе для сборника «Руководство к хоровому пению по цифир­ ной методе Шеве, преимущественно для народных школ» Чайковский написал два хора на собственные стихи: «Весна» и «Вечер> [28]. Компози­ тор в этот период не только интересовался педагогическими проблемами, но и помогал организации школы в селе Майданове близ Клина, где он в это время проживал, снимая дом. В 1886 г. Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк: «Как приятно воочию убеждаться в успехе нашей литературы во Франции. На всех книжных etalages красуются переводы Толстого, Тургенева, Достоевского, Писемс­ кого, Гончарова. В газетах беспрестанно встречаешь восторженные ста­ тьи о том или другом из этих писателей. Авось настанет такая пора и для русской музыки!» [29]. Тогда же Чайковский привез из Франции эти издания, в том числе и французские переводы Толстого [30]. В том же, 1886, году появляются многшисленные записи Чайковского о Толстом в дневниках, в том числе и первые его негативные отзывы о взглядах писателя и его деятельности. Так, в письме к Н. Г. Конради от 25 июля Чайков­ ский сообщил: «Вследствие нездоровья я ркасно мало работал все это лето и с ркасом помышляю, что осень на носу,— а у меня и половины не сделано всего, что я собирался сделать. Зато я очень много читал и между прочим перечитываю с неописанным наслаждением Толстого. Чем более он мне не нравится как мыс­ литель и проповедник, тем все более и более я преклоняюсь перед его могучим гением как писателя» [31]. Полную картину чтения Чайковским Толстого в 1888—1893 гг. не удается восстановить. В библиотеке композитора имеются два комп­ лекта сочинений Толстого, и установить, сколько раз и когда точно он к ним обращался, не представляется возможным. Но этот факт не озна­ чает, что Чайковский не знал произведений Толстого, вышедших после 1886 г. Так, 13 октября 1891 г. в письме к племяннику В. Л. Давыдову " последнее упоминание о чтении Чайковским Толстого: « “Плоды просве­ щения” —фарс с недурными сценами, недостойный гения Толстого» [32] ■ Текст комедии, который читал Чайковский, содержался в сборнике 246

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=