ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и русская культура кажется, вседневнее, пошлее этого? А между тем плачешь??? И именно потому, что многое читается между строк, и это многое удивительно, непостижимо действует на сердце и душу. Но я, кажется, начинаю нажи­ вать себе головную боль. Итак, Толстой для меня самый дорогой, самый глубокий и великий художник. Но это относится к Толстому прежнему. Он ничего не имеет общего с теперешним назойливым моралистом и теоретиком. Во всем, что он пишет теперь, я могу находить мастер­ ство,— но не нахожу того источника глубоких наслаждений и восторгов, того таинственного, неотразимого обаяния, какое имели прежние его про­ изведения. Что касается “Власти тьмы” , то, не касаясь тенденции, кото­ рую можно хвалить или порицать,— я вижу в ней только одно большое качество: мастерский язык. Все остальное, если вдуматься, необычайно фаль­ шиво и странно, а местами возмутительно. Достаточно сказать, что такие закоренелые злодейки, как Матрена, суть принадлежность бульварной ме­ лодрамы, а не серьезной пьесы. И эту омерзительную столь же, сколь и ложную фигуру мог создать Толстой!!! Непостижимо!!! А отвратительная придурковатая и глухая девка, делающаяся предметом страсти героя, и этот герой, преисполненный невероятных противоречий и невероятных контрастов! Есть, конечно, сцены, производящие трогательное впечатле­ ние. Сюда относится вариант, где старик с девкой беседуют. В общем “Власть тьмы” есть, по-моему, произведение великого ма­ стера, но не великого художника. В художнике безусловная правда не в банальном, протокольном смысле, а в высшем, открывающем нам какие-то горизонты, какие-то недосягаемые сферы, куда только музыка способна проникать, а между писателями никто не заходил так далеко, как Толстой прежнего времени» [24]. В составе собрания сочинений Толстого 1886 г. есть том с его педа­ гогическими статьями, которые Чайковский читал, так как том разрезан [25]. Композитор, очевидно, знал ранее эти работы писателя и полеми­ ку вокруг них в периодике, так как всегда интересовался тем, что писали и говорили о Толстом. Так, в апреле 1890 г. он писал Н. Ф. фон Мекк: «Дух реакции доходит до того, что сочинения гр [афа] Л. Толстого пре­ следуются как какие-то революционные прокламации» [26]. К тому же тематика эта весьма интересовала его, судя по наличию в его библиотеке нескольких книг, относящихся к данной сфере, например «Иллюстриро­ ванная история искусств для школ, самообучения и справок» В. Любке, гАе одним из эпиграфов являются слова Толстого: «Искусство есть высо­ чайшее проявление могущества в человеке» [27]. 245

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=