ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

и богослова В. В. Зеньковского, «чтобы найти смысл жизни, нужно, оче­ видно, чтобы жизнь наша была связана с тем, что вечно и абсолютно, и весь вопрос тогда сводится к тому, как и чем связать нашу личность с Абсолютом. Христианство утверждает смысл жизни в своем благовес- тии о вечной жизни, к которой мы приобщаемся рке здесь, на земле, и которая не исчезает со смертью — и на этих путях христианство стро­ ит метафизику человека и тем самым утверждает правду персонализма, правду и ценность начала личности в человеке» [1]. Представители русской религиозной танатологии неоднократно пред­ принимали попытку обосновать «этическую мифологию смерти», синтези­ рующую традицию веры и разума. Несомненно, важная роль в обоснова­ нии этических мифологем смерти принадлежит Л. Н. Толстому; пытавшемуся в своих религиозно-философских трактатах и художествен­ ных произведениях создать оригинальную нравственную философию. Пи­ сатель хотел коренным образом изменить укоренившийся в литературе взгляд на смерть, поскольку считал его неверным. Тема смерти пронзи­ тельно-тревожным диссонансом будоражит творчество и личную жизнь Толстого, желавшего всеми силами, чтобы смерть была именно очищаю­ щей, радостной, осмысленной. Он очень хотел поверить в такую идеаль­ ную смерть. Однако, как писал В. В. Зеньковский, «Толстой не пошел по пути, открытому христианством; хотя сначала он и попробовал опе­ реться на христианскую метафизику, но очень скоро отверг христианство, все его удивительное и таинственное учение о Боге, о Боговоплощении, о воскресении Спасителя. Принять эту метафизику христианства Толстой не смог, ему мешал его разум., вернее сказать —мешала вся та атмосфера просвещенства, которой жил XIX век. ...Насколько богат был Толстой в своих моральных переживаниях, в интуитивном вживании в жизнь, на­ столько слабы были его интуиции относительно сферы Божества. Из всего христианства ему была близка только мораль, а метафизи­ ка христианства осталась непонятной и ненужной» [2]. Следует отме­ тить, что данное утверждение относится скорее к позднему творчеству Толстого, нежели к его ранним произведениям. Знаменательно, что именно в период работы над «Детством» писатель пережил духовный кризис, проявившийся в том, что он пришел к признанию идеи Божества, управ­ ляющего миром и дающего ему свои законы. Раздумья о смерти нео­ днократно возникают на страницах произведений Толстого, в его публи­ цистических статьях, религиозно-философских трактатах и эпистолярном наследии. Уход из жизни родных и близких ему людей заметно обостряет XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=