ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Л. Н. Толстой и русская культура можно предположить, что читателем Толстого Чайковский стал практи чески сразу после выхода в свет повести «Детство» и «эту книгу, по его словам, он перечитал раз десять» [5]. Думается, что именно повесть «Детство» вызвала у Чайковского-под- ростка, будущего композитора, то большое, искреннее чувство доверия к ее автору и восхищения им, которое он пронес через годы. Описанный в ней с такой проникновенностью эмоциональный мир ребенка был близок Чайковскому до такой степени, что1'он узнавал себя, свою семью, пережитые им в детстве ситуации, вплоть до прямых совпадений. Отсюда столь при стальный интерес Чайковского и к творчеству Толстого, и к личности писа теля, который не иссякал с годами, а лишь углублялся. И это чувство особого доверия к Толстому отличало отношение к нему Чайковского по сравнению с его привязанностью к другим русским поэтам и писателям —своим совре менникам, с которыми общался, чьи произведения читал и перечитывал. В 1876 г., рке после знаменитой встречи-знакомства с Толстым, Чай ковский в письме к писателю говорит о желании иметь его повесть «Каза ки», которую мог знать еще с ее первой публикации в 1863 г. в журнале «Русский вестник», когда еще был чиновником в Министерстве юстиции и только начал посещать занятия в Петербургской консерватории. «Казаки» — первое произведение Толстого, которое упоминается в сохранившихся письмах композитора, через тринадцать лет после ее выхода в свет. Чайковский выделяет эту повесть среди других сочинений писателя, хотя рке печаталась «Анна Каре нина», которая, казалось бы, должна была затмить для него все прежде напи санное Толстым. Чайковский тогда рке стал известным композитором, автором трех симфоний, четырех опер, балета «Лебединое озеро», симфонических сочи нений « Ромео иДжульетта»,« Франческа да Римини», многочисленных пьесдля фортепиано, в том числе и широко популярных 12 характеристических картин «Времена года», нескольких циклов романсов, трех струнных квартетов, из ко торых первый с его знаменитым Andante cantabile произвел на Толстого силь ное впечатление. Последнее в совокупности с беседами при личной встрече- знакомстве с Толстым в декабре 1876 г. придало Чайковскому уверенность в правильности избранного им пути в искусстве накануне начала его работы над оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией, ознаменовавшими новый этап в творческой жизни композитора. В течение нескольких дней декабря 1876 г. композитор и писатель общались лично и обменялись письмами. Толстой в письме к Чайковско му спросил, как ему отблагодарить музыкантов, игравших для него в консерватории: «Кому из них можно послать мои сочинения, то есть 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=