ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и русская культура можно предположить, что читателем Толстого Чайковский стал практи­ чески сразу после выхода в свет повести «Детство» и «эту книгу, по его словам, он перечитал раз десять» [5]. Думается, что именно повесть «Детство» вызвала у Чайковского-под- ростка, будущего композитора, то большое, искреннее чувство доверия к ее автору и восхищения им, которое он пронес через годы. Описанный в ней с такой проникновенностью эмоциональный мир ребенка был близок Чайковскому до такой степени, что1'он узнавал себя, свою семью, пережитые им в детстве ситуации, вплоть до прямых совпадений. Отсюда столь при­ стальный интерес Чайковского и к творчеству Толстого, и к личности писа­ теля, который не иссякал с годами, а лишь углублялся. И это чувство особого доверия к Толстому отличало отношение к нему Чайковского по сравнению с его привязанностью к другим русским поэтам и писателям —своим совре­ менникам, с которыми общался, чьи произведения читал и перечитывал. В 1876 г., рке после знаменитой встречи-знакомства с Толстым, Чай­ ковский в письме к писателю говорит о желании иметь его повесть «Каза­ ки», которую мог знать еще с ее первой публикации в 1863 г. в журнале «Русский вестник», когда еще был чиновником в Министерстве юстиции и только начал посещать занятия в Петербургской консерватории. «Казаки» — первое произведение Толстого, которое упоминается в сохранившихся письмах композитора, через тринадцать лет после ее выхода в свет. Чайковский выделяет эту повесть среди других сочинений писателя, хотя рке печаталась «Анна Каре­ нина», которая, казалось бы, должна была затмить для него все прежде напи­ санное Толстым. Чайковский тогда рке стал известным композитором, автором трех симфоний, четырех опер, балета «Лебединое озеро», симфонических сочи­ нений « Ромео иДжульетта»,« Франческа да Римини», многочисленных пьесдля фортепиано, в том числе и широко популярных 12 характеристических картин «Времена года», нескольких циклов романсов, трех струнных квартетов, из ко­ торых первый с его знаменитым Andante cantabile произвел на Толстого силь­ ное впечатление. Последнее в совокупности с беседами при личной встрече- знакомстве с Толстым в декабре 1876 г. придало Чайковскому уверенность в правильности избранного им пути в искусстве накануне начала его работы над оперой «Евгений Онегин» и Четвертой симфонией, ознаменовавшими новый этап в творческой жизни композитора. В течение нескольких дней декабря 1876 г. композитор и писатель общались лично и обменялись письмами. Толстой в письме к Чайковско­ му спросил, как ему отблагодарить музыкантов, игравших для него в консерватории: «Кому из них можно послать мои сочинения, то есть 239

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=