ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и русская культура 33. Там же.— С. 327. 34. Там же.— С. 111. 35. Там же,— С. 116. (В черновиках романа упоминается, что в этот день в театре шла «Аида» Джузеппе Верди. Главную роль оперы пела Карлотта Патти. Автор романа, видимо, сопоставляет две драмы любви — драмы Аиды и Анны.) 36. Там же.— С. 115. 37. Там же - С. 453. 38. Там же.— С. 115. 39. Там же.— С. 119. 40. Крамской И. Н. Указ. соч.— Т. 1.— С. 72. 41. Репин И. Е. Далекое близкое,—М.: Искусство, 1953,—С. 184—187. 42. Крамской И. Н. Указ. соч.— Т. 2.— С. 204. 43. Толстой A. Н. Указ. соч.— С. 43. 44. Там же,— С. 98. 45. Там же,— С. 436. 46. О наряде Неизвестной. Здесь может быть маленькое противоречие образу Анны. По Т. Юденковой, «ее наряд — шляпа “Франциск” , отделан­ ная изящными легкими перьями, “шведские” перчатки, сшитые из тончай­ шей кожи, пальто “Скобелев” , украшенное собольим мехом и синими ат­ ласными лентами, муфта, золотой браслет —все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность» (Мастера живописи. Крамской.— М.: Бел. город, 1999,— С. 56). На Анне же туалет, сшитый по самой последней парижской моде второй половины 70-х годов. В Мариинском театре она «одета в светлое шелковое с бархатом платье, которое она сшила в Париже, с открытою грудью, и с белым дорогим крркевом на голове, обрамлявшим ее лицо и особенно выгодно выставлявшим ее яркую красоту». Но разница в одежде, наверное, не имеет существенного значения, так как вообще Крамской не уделяет большого внимания одежде при написании портре­ тов. Мы считаем, художник просто хочет выразить, что Неизвестная (Анна) следует самой последней моде. 237

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=