ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

портретист... < ...> Очень возможно, что я приеду на день или два в Москву, чтобы повидаться с Л. Н. Толстым» [16]. Встреча не получается. Почему художник собирается увидеть Тол­ стого? Возможно, Крамской хочет с ним обсудить свою проблему и свое будущее произведение — «настоящее и идеальное»... Теперь мы можем сравнить Неизвестную с Анной Карениной. Вспомним черты Анны Карениной. У нее жесткие черные волосы. То, что у нее «черные, везде вьющиеся волосы» [17], не раз подчеркива­ ется автором. Они как бы слркат символом «избытка чего-то» [18]. Подразумевается, что в ней течет южная горячая кровь. Более того, у Анны «своевольные короткие колечки курчавых волос всегда выбиваются на затылке и висках» [19]. «Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза» [20], «довольно полное тело» [21], «точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью», «точеная крепкая шея» [22], «тонкая талия» [23]. «Она стояла, как и всегда, чрезвычайно прямо держась» [24]. Все описа­ ние Анны полностью соответствует «Неизвестной». Тон в.картине, цветовые оттенки также ассоциируют Неизвестную с Анной, так как и в картине, и в описании героини романа преобладают красный (розовый) и черный цвета. В цветовом описании Анны всего три сквозных цвета: красный (34 слова), черный (20 слов), белый (16 слов), другие цвета почти не используются [25]. Например: «черные, везде вьющиеся волосы», «черное, низко срезанное бархатное платье», в котором Анна танцует с Вронским на балу [26]; «Каждый раз, как он говорил с Анной, в глазах ее вспыхивал радостный блеск, и улыбка счастья изгибала ее румяные губы» [27]; «страшный блеск пожара среди темной ночи» на лице Анны [28]; «потухающая свеча во мраке» во время смерти героини [29] и т. д., и т. д. Мы считаем, что красное и черное — символ трагической судьбы героини. В России красный и черный цвета ассоциируются с похоронны­ ми обрядами. (Во всей Европе это цвета сатаны: красное символизирует огонь, а черное — мрак и загробный мир.) Еще знаменательнее фон портрета, задний план картины. Н еи зв ест­ ная едет по Невскому проспекту около Аничкова дворца. Коляска п о во ­ рачивает к Аничкову мосту на набережной реки Фонтанки, которая ве­ дет к Никольскому собору, Мариинскому театру и далее. На деревьях почти нет листьев, но Неизвестная, довольно легко одетая (в шубке), сидит в открытом экипаже. Из этого следует, что XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 232

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=