ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Далее мы сначала рассмотрим отношения Толстого с Крамским в контексте обсуждаемой нами проблемы, а потом сравним Неизвест- лую с Анной Карениной. В 1873 г., когда Л. Н. Толстой берется за «Анну Каренину», Крамской знакомится с ним: художник изображает два известных портрета писателя в Ясной Поляне (сеансы продолжаются с 6 сен­ тября по 3 октября [11] ). Они часто ведут дискуссии об искусстве. По воспоминаниям С. А. Толстой, «споры и разговоры об искусстве всякий день» [12 ]. Согласно С. А. Толстой, писатель, позируя для портрета, иногда писал «Анну Каренину»: «Помню, взойду я в маленькую гостиную, посмотрю на этих двух художников, один пишет портрет Толстого, другой пишет свой роман: “Анну Каренину”» [13]. Они должны были разговаривать и о романе. Общение двух художников оставляет заметный след в романе: то, что Крамской является прототипом художника Михайлова,— общеприз­ нанный факт. Аргументы таковы. И. Е. Репин говорит, что Михайлов «страх как похож на Крамского!» (письмо Репина В. В. Стасову от 12 апреля 1878 г. [14]). Михайлов — прекрасный портретист, так же как и Крамской. Кроме того, он пишет «Увещание Пилатом», которое напоминает неза­ конченное монументальное полотно «Хохот. Радуйся царю иудейский!» Крамского (1870—1880-е). Кстати, Михайлов пишет замечательный портрет Анны: «Это была не картина, а живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами, обнаженными плечами и руками и задумчивой полуулыбкой на покрытых нежным пушком губах, победительно и нежно смотревшая на него (Леви­ на,—Ю. С.) смущавшими его глазами. Только потому она была не живая, что она была красивее, чем может быть живая» [15]. В 1883 г., когда написана «Неизвестная», Крамской переживает тяжелый кризис. Наступает период реакции при Александре III. Многие передвижники разочаровываются в деятельности Товарищества и выхо­ лят из него (Н. Н. Ге, В. Г. Перов, А. И. Куинджи). Осложняются отно­ шения художника с П. М. Третьяковым. Здоровье Крамского ухудшает- ся••• Но кризис, видимо, больше всего связан с творчеством, 20 января 1883 г. художник пишет П. М. Третьякову: «Я устал Иметь дела с публикой по заказам. < ...> Я сделался портретистом 110 необходимости. Быть может, я и в самом деле ничего больше, как ___________________ Л. Н. Толстой и русская культура 231

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=