ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Далее мы сначала рассмотрим отношения Толстого с Крамским в контексте обсуждаемой нами проблемы, а потом сравним Неизвест- лую с Анной Карениной. В 1873 г., когда Л. Н. Толстой берется за «Анну Каренину», Крамской знакомится с ним: художник изображает два известных портрета писателя в Ясной Поляне (сеансы продолжаются с 6 сен тября по 3 октября [11] ). Они часто ведут дискуссии об искусстве. По воспоминаниям С. А. Толстой, «споры и разговоры об искусстве всякий день» [12 ]. Согласно С. А. Толстой, писатель, позируя для портрета, иногда писал «Анну Каренину»: «Помню, взойду я в маленькую гостиную, посмотрю на этих двух художников, один пишет портрет Толстого, другой пишет свой роман: “Анну Каренину”» [13]. Они должны были разговаривать и о романе. Общение двух художников оставляет заметный след в романе: то, что Крамской является прототипом художника Михайлова,— общеприз нанный факт. Аргументы таковы. И. Е. Репин говорит, что Михайлов «страх как похож на Крамского!» (письмо Репина В. В. Стасову от 12 апреля 1878 г. [14]). Михайлов — прекрасный портретист, так же как и Крамской. Кроме того, он пишет «Увещание Пилатом», которое напоминает неза конченное монументальное полотно «Хохот. Радуйся царю иудейский!» Крамского (1870—1880-е). Кстати, Михайлов пишет замечательный портрет Анны: «Это была не картина, а живая прелестная женщина с черными вьющимися волосами, обнаженными плечами и руками и задумчивой полуулыбкой на покрытых нежным пушком губах, победительно и нежно смотревшая на него (Леви на,—Ю. С.) смущавшими его глазами. Только потому она была не живая, что она была красивее, чем может быть живая» [15]. В 1883 г., когда написана «Неизвестная», Крамской переживает тяжелый кризис. Наступает период реакции при Александре III. Многие передвижники разочаровываются в деятельности Товарищества и выхо лят из него (Н. Н. Ге, В. Г. Перов, А. И. Куинджи). Осложняются отно шения художника с П. М. Третьяковым. Здоровье Крамского ухудшает- ся••• Но кризис, видимо, больше всего связан с творчеством, 20 января 1883 г. художник пишет П. М. Третьякову: «Я устал Иметь дела с публикой по заказам. < ...> Я сделался портретистом 110 необходимости. Быть может, я и в самом деле ничего больше, как ___________________ Л. Н. Толстой и русская культура 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=