ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Поиск прототипа «Неизвестной» существенно продвигается только во второй половине XX в., когда становится известным этюд портрета, который написан в том же, 1883, году и сохранен в частном собрании в Праге [6]. Этюд картины приводит исследователей к выводу, что прототип Неизвестной не является реальной женщиной, потому что дама, нарисо ванная на нем, не очень похожа на Неизвестную. Н. Г. Машковцев пи шет, что ее лицо «незначительно и некрасиво», «у нее вздернутый нос и большое ухо». Скорее всего, изображенная дама — профессиональная натурщица, и этюд служит материалом для воплощения идеи Крамского. Значит, «образ “Неизвестной”» — собирательный, подчиненный твор ческому замыслу художника» [7]. Итак, в самом деле существует возможность «литературности замысла картины» [8], тем не менее эта версия до сих пор серьезно не обсркдается. Исследователи называют Анну Каренину, Настасью Филипповну («Идиот» Ф. М. Достоевского), то есть героинь, в которых «сидит целая эпоха», как говорил П. Боборыкин, однако не указывают достоверных фактов. Н. Г. Машковцев в своей книге «Очерки по истории русского п трета второй половины XIX века», упоминая версию «Анны», не разделя ет ее, так как, по его мнению, Неизвестная — «гордая, почти надменная аристократка», а Анна — другой тип [9]. Но это только его впечатление, и оно нас не убеждает. И. В. Чуприна выдвигает версию, что прототипом Неизвестной яв ляется Александра Сергеевна Альбединская (урожденная княжна Долгорукая), возлюбленная Александра II, прототип Ирины Осининой из тургеневского «Дыма». Главный довод версии — сходство внешности: эксперт Саратовской научно-исследовательской лаборатории судебных эк спертиз С. А. Кондранин заключает, что на картине «Неизвестная», на ее этюде и на представленном И. В. Чуприной фотоснимке Альбедин- ской «вероятно, изображено одно и то же лицо» [10]. Однако в период написания «Неизвестной» Альбединской уже под 50 лет, так что по возрасту она совсем не похожа на Неизвестную. Хотя не исключается, что Крамской когда-то увидел эту красавицу с «египет скими глазами» в расцвете красоты, и впечатление отразилось в картине. Вообще любой художественный образ неисчерпаемо многозначен, мно гогранен и чаще всего создан из ряда материалов и через сложнейший процесс становления. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 230
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=