ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Поиск прототипа «Неизвестной» существенно продвигается только во второй половине XX в., когда становится известным этюд портрета, который написан в том же, 1883, году и сохранен в частном собрании в Праге [6]. Этюд картины приводит исследователей к выводу, что прототип Неизвестной не является реальной женщиной, потому что дама, нарисо­ ванная на нем, не очень похожа на Неизвестную. Н. Г. Машковцев пи­ шет, что ее лицо «незначительно и некрасиво», «у нее вздернутый нос и большое ухо». Скорее всего, изображенная дама — профессиональная натурщица, и этюд служит материалом для воплощения идеи Крамского. Значит, «образ “Неизвестной”» — собирательный, подчиненный твор­ ческому замыслу художника» [7]. Итак, в самом деле существует возможность «литературности замысла картины» [8], тем не менее эта версия до сих пор серьезно не обсркдается. Исследователи называют Анну Каренину, Настасью Филипповну («Идиот» Ф. М. Достоевского), то есть героинь, в которых «сидит целая эпоха», как говорил П. Боборыкин, однако не указывают достоверных фактов. Н. Г. Машковцев в своей книге «Очерки по истории русского п трета второй половины XIX века», упоминая версию «Анны», не разделя­ ет ее, так как, по его мнению, Неизвестная — «гордая, почти надменная аристократка», а Анна — другой тип [9]. Но это только его впечатление, и оно нас не убеждает. И. В. Чуприна выдвигает версию, что прототипом Неизвестной яв­ ляется Александра Сергеевна Альбединская (урожденная княжна Долгорукая), возлюбленная Александра II, прототип Ирины Осининой из тургеневского «Дыма». Главный довод версии — сходство внешности: эксперт Саратовской научно-исследовательской лаборатории судебных эк­ спертиз С. А. Кондранин заключает, что на картине «Неизвестная», на ее этюде и на представленном И. В. Чуприной фотоснимке Альбедин- ской «вероятно, изображено одно и то же лицо» [10]. Однако в период написания «Неизвестной» Альбединской уже под 50 лет, так что по возрасту она совсем не похожа на Неизвестную. Хотя не исключается, что Крамской когда-то увидел эту красавицу с «египет­ скими глазами» в расцвете красоты, и впечатление отразилось в картине. Вообще любой художественный образ неисчерпаемо многозначен, мно­ гогранен и чаще всего создан из ряда материалов и через сложнейший процесс становления. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 230

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=