ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и русская культура - щ Ж ^ Юсукэ Сато Я пония Л. н . ТОЛСТОЙ И И. Н. КРАМСКОЙ: «НЕИЗВЕСТНАЯ >ЯВЛЯЕТСЯ АННОЙ КАРЕНИНОЙ? «Неизвестная» И. Н. Крамского (1883) до сих пор остается дей­ ствительно неизвестной. Кто дама в коляске на картине? Какую идею хочет выразить художник? Неизвестно. Вопрос в том, что сама дама загадочна. Нам даже непонятно, к какому сословию она принадлежит. П. Боборыкин обращает внимание на ее «вели­ чавую красоту полуцыганского типа» и говорит: «Неизвестно, кто эта дама, порядочная женщина или продажная, но в ней... сидит целая эпоха» [1]. В. В. Стасов назвал ее «кокоткой в коляске» [2]. Не менее загадочно душевное состояние женщины. У нее, как гово­ рит Т. И. Курочкина, гордый, почти надменный, вызывающий взгляд, но похоже, что она скрывает в себе горе [3]. Действительно, в «Неизвест­ ной», как отмечает Т. И. Курочкина, есть «некоторая недосказанность и интригующая таинственность психологического состояния и социаль­ ного положения» [4]. Некоторые современники Крамского непосредственно обращаются к нему, но он вообще молчит по этому поводу [5], в письмах тоже ничего не упоминает. Однако, по нашему мнению, художник оставляет ключ к разгадке тайны. Это, конечно, сама женщина — ее наружность, выражение ее лица, одежда — и фон, задний план картины. Женщина ранней весной вечером едет в открытом экипаже по Невскому проспекту, около Аничко­ ва дворца. Экипаж поворачивает к Аничкову мосту. На основании всего этого можно предположить, что дама является Анной Карениной, герои- ней одноименного романа Л. Н. Толстого (1873—1877). 229

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=