ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

работах, отражающих в себе сочетание пытливого характера исследовате- дя и эмоционального подхода литератора. Культурная атмосфера дворянс­ кой семьи, активное домашнее и салонное музицирование, собственное камерное исполнительское и сочинительское творчество способствовали складыванию музыкального вкуса и выработке многообразных пианисти­ ческих навыков: аккомпанемента, ансамблевой игры, аранжировки. Выдвинув идею объяснения музыки как «стенографии чувств», Тол­ стой размышлял о ее ускользающей специфике всю свою долгую жизнь, так и не решив, естественно, этой загадки. Однако накопленные резуль­ таты осмысления музыкального феномена, несомненно, породили и вы­ дающиеся по силе духовного проникновения в тайны музыки человечес­ кой души литературные, философские, художественно-психологические шедевры Льва Николаевича. Музыкальный «круг чтения» писателя был необычайно обширен. Все достойные внимания философа явления музыкальной жизни настоя­ щего и озвученные памятники художественной жизни прошлого сопро­ вождались неизменным интересом публициста и подвергались глубокой социально-психологической и культурологической рефлексии. Толстой указывал, что «так трудно поддающиеся описанию словом чув­ ства передаются непосредственно человеку в музыке», в чем и состоит ее сила и значение. Отмечая «мощное, заражающее воздействие на человека» музы­ кального искусства, он даже сравнивал это с зевотой, подчеркивая тем самым неизбежность самого акта восприятия, его «заразительности». Занимаясь вопросами музыкальной социологии и психологии, Лев Николаевич занимался и практикой музыкального образования, что было подкреплено и изучением европейской постановки школьного дела, и педагогической деятельностью в яснополянской школе. Проблема «на­ род как целокупный музыкант» волновала его также в плане особой со­ звучности требованиям эпохи и задачам момента: «Просвещение —един­ ственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастия всего человечества». Музыка — любимое искусство Льва Николаевича — составляла сущ- й°стную, неотъемлемую часть его жизни. Ощущая и постигая музыку Как «страшную силу», он видел в ней сильнодействующее жизненное Начало: «...благо, что есть спасение — мир музыки». Эстетические богат- музыки напрямую увязывались им с этическим аспектом бытия челове- ества' Толстовские поиски истины в музыке породили важные парадиг- ^альные основания его музыкальной концепции: «Я думаю, что музыка — Л. Н. Толстой и русская культура 227

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=