ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
работах, отражающих в себе сочетание пытливого характера исследовате- дя и эмоционального подхода литератора. Культурная атмосфера дворянс кой семьи, активное домашнее и салонное музицирование, собственное камерное исполнительское и сочинительское творчество способствовали складыванию музыкального вкуса и выработке многообразных пианисти ческих навыков: аккомпанемента, ансамблевой игры, аранжировки. Выдвинув идею объяснения музыки как «стенографии чувств», Тол стой размышлял о ее ускользающей специфике всю свою долгую жизнь, так и не решив, естественно, этой загадки. Однако накопленные резуль таты осмысления музыкального феномена, несомненно, породили и вы дающиеся по силе духовного проникновения в тайны музыки человечес кой души литературные, философские, художественно-психологические шедевры Льва Николаевича. Музыкальный «круг чтения» писателя был необычайно обширен. Все достойные внимания философа явления музыкальной жизни настоя щего и озвученные памятники художественной жизни прошлого сопро вождались неизменным интересом публициста и подвергались глубокой социально-психологической и культурологической рефлексии. Толстой указывал, что «так трудно поддающиеся описанию словом чув ства передаются непосредственно человеку в музыке», в чем и состоит ее сила и значение. Отмечая «мощное, заражающее воздействие на человека» музы кального искусства, он даже сравнивал это с зевотой, подчеркивая тем самым неизбежность самого акта восприятия, его «заразительности». Занимаясь вопросами музыкальной социологии и психологии, Лев Николаевич занимался и практикой музыкального образования, что было подкреплено и изучением европейской постановки школьного дела, и педагогической деятельностью в яснополянской школе. Проблема «на род как целокупный музыкант» волновала его также в плане особой со звучности требованиям эпохи и задачам момента: «Просвещение —един ственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастия всего человечества». Музыка — любимое искусство Льва Николаевича — составляла сущ- й°стную, неотъемлемую часть его жизни. Ощущая и постигая музыку Как «страшную силу», он видел в ней сильнодействующее жизненное Начало: «...благо, что есть спасение — мир музыки». Эстетические богат- музыки напрямую увязывались им с этическим аспектом бытия челове- ества' Толстовские поиски истины в музыке породили важные парадиг- ^альные основания его музыкальной концепции: «Я думаю, что музыка — Л. Н. Толстой и русская культура 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=