ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и русская культура Все то же с детства безмолвно было (курсив наш.— О. Ф.) вокруг меня, а стоило ему только прийти...». Лирические чувства героев разрастались и расцветали, омытые вол­ шебными звуками музыки — живыми и чуткими, тончайшими провод­ никами эмоциональных вибраций души. Фортепиано оказалось центром притяжения обоих в эти мгновения. «В большой высокой зале было только две свечи на фортепьяно, остальное пространство было полутемно. < ...> Он сидел сзади меня, так что мне его не видно было; но я чувствовала его присутствие. Каждый взгляд, каждое движение его, которых я не видела, отзыва­ лось в моем сердце. Я играла сонату-фантазию Моцарта (у Моцарта имеется цикл “ Фантазия и Соната” — № 14, до минор: К. 475 и К. 457. — О. Ф .), которую он привез мне и которую я при нем и для него выучила. Я вовсе не думала о том, что играю, но, кажется, играла хорошо, и мне казалось, что ему нравится. Я чувствовала то наслажде­ ние, которое он испытывал, и, не глядя на него, чувствовала взгляд, который сзади был устремлен на меня. Совершенно невольно, продолжая бессознательно шевелить пальца­ ми, я оглянулась на него. < ...> Он сам сидел... и пристально смотрел на меня блестящими глазами. Я улыбнулась, увидев этот взгляд, и пере­ стала играть. Он улыбнулся тоже и укоризненно покачал головою на ноты, чтоб я продолжала». Таким образом, мы видим живую музыку, исходящую со страниц гениальной психологически правдивой толстовской прозы. Многократно усиливается и обретает качественно иные параметры наше понимание литературного текста, если мы к тому же еще и «слышим», т. е. знаем, эту музыку, представляем ее живое звучание. Характерно: когда душу героини переполняют высокие, религиоз­ ные чувства, то конкретная композиторская музыка (любого автора, Даже Моцарта) замолкает; безмолвствует и природа, оберегая новое, зародившееся душевное состояние, усиливая тихим благоговением воз­ никающую музыку души, которой нет и не может быть материальною аналога в реальном мире, ибо у каждого она — душа — своя. «Я причащалась, как и предполагала, в день моего рождения. Т’УАИу меня было такое полное счастие, когда я возвращалась в этот Аень из церкви, что я боялась жизни, боялась всякого впечатления, всего того, что могло нарушить это счастие. < ...> 225

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=