ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

вергатвся страданию из-за музыки. < ...> Так сильно боишься только того, что любишь». Учитывая то, что Толстой на протяжении большей части своего зем­ ного бытия слышал только «живую» (а не технически препарированную) музыку, можно объяснить встречающиеся несовпадения во времени эмо­ циональных оценок и критических отзывов об отдельных произведениях и художественными свойствами интерпретации, и условиями конкретного звучания в пространстве. Следует учесть также и возникающие особенно­ сти личного самочувствия и настроения (причем как исполнителя, так и слушателя), а также еще многие другие обстоятельства. 19 декабря 1895 г. в Москве, в Малом зале Благородного собран Толстой присутствует на гастрольном концерте знаменитого Чешского квартета (К. Хофман, Й. Сук, О. Недбал, Г. Виган). Полный желания общения с искусством звуков, он, по свидетельствам, слушает их музы­ ку... из артистической комнаты. Причина столь необычного способа посещения музыкальных вечеров в том, что Лев Толстой часто считал обстановку концертного зала совсем ненатуральной. Сергей Толстой (сын писателя, впоследствии — профессор Московской консерватории) вспоминал об этом так: «Л. Н. почти не бывал в концертах, находя, что в концертах трудно слушать музыку, так много в обстановке их ненужного и искусственного». Ненатуральность сценического пространства, условность театральных приемов Лев Николаевич остроумно отобразил в романе «Война и мир> при описании посещения оперного спектакля Наташей Ростовой. Это и вполне блестящее, и вполне неадекватное общепринятому, но ценней­ шее свидетельство специфики восприятия культуры сцены самим Толстым, его натурой с ее тонкостями душевной сформированное™, духовным опы­ том предшествующей социально-художественной практики. Бесчисленные проблемы кроются и в сфере стилевых симпатий, и в области вкусовых предпочтений, обусловленных воспитанием и мировоззрением, часто меняющимся с годами, иногда радикально. Взгляды Толстого на музыкальную культуру с течением времени неиз­ бежно эволюционировали, но вместе с тем (согласно нашему мнению) они все же оставались в определенных строгих рамках изначально обус­ ловленных внутренних — психологических, социально-сословных приятий и неприятий. К стойким пристрастиям писателя следует отнести его неи зм енное восхищение музыкой великого польского композитора XIX в. Ф р и д е р и к а XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 222

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=