ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
вергатвся страданию из-за музыки. < ...> Так сильно боишься только того, что любишь». Учитывая то, что Толстой на протяжении большей части своего зем ного бытия слышал только «живую» (а не технически препарированную) музыку, можно объяснить встречающиеся несовпадения во времени эмо циональных оценок и критических отзывов об отдельных произведениях и художественными свойствами интерпретации, и условиями конкретного звучания в пространстве. Следует учесть также и возникающие особенно сти личного самочувствия и настроения (причем как исполнителя, так и слушателя), а также еще многие другие обстоятельства. 19 декабря 1895 г. в Москве, в Малом зале Благородного собран Толстой присутствует на гастрольном концерте знаменитого Чешского квартета (К. Хофман, Й. Сук, О. Недбал, Г. Виган). Полный желания общения с искусством звуков, он, по свидетельствам, слушает их музы ку... из артистической комнаты. Причина столь необычного способа посещения музыкальных вечеров в том, что Лев Толстой часто считал обстановку концертного зала совсем ненатуральной. Сергей Толстой (сын писателя, впоследствии — профессор Московской консерватории) вспоминал об этом так: «Л. Н. почти не бывал в концертах, находя, что в концертах трудно слушать музыку, так много в обстановке их ненужного и искусственного». Ненатуральность сценического пространства, условность театральных приемов Лев Николаевич остроумно отобразил в романе «Война и мир> при описании посещения оперного спектакля Наташей Ростовой. Это и вполне блестящее, и вполне неадекватное общепринятому, но ценней шее свидетельство специфики восприятия культуры сцены самим Толстым, его натурой с ее тонкостями душевной сформированное™, духовным опы том предшествующей социально-художественной практики. Бесчисленные проблемы кроются и в сфере стилевых симпатий, и в области вкусовых предпочтений, обусловленных воспитанием и мировоззрением, часто меняющимся с годами, иногда радикально. Взгляды Толстого на музыкальную культуру с течением времени неиз бежно эволюционировали, но вместе с тем (согласно нашему мнению) они все же оставались в определенных строгих рамках изначально обус ловленных внутренних — психологических, социально-сословных приятий и неприятий. К стойким пристрастиям писателя следует отнести его неи зм енное восхищение музыкой великого польского композитора XIX в. Ф р и д е р и к а XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=