ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
высказываний — часто противоречащих друг другу, но касающихся при всем при том одного и того же предмета обсуждения, например звуча ния музыки какого-либо автора. Так, общеизвестно достаточно сложное отношение Толстого к твор честву Бетховена. Если же сравнить записанные другими людьми выска зывания писателя на «бетховенскую» тему, то можно поистине прийти в отчаяние от несовместимости полюсов вектора оценок даже в их изна чальном посыле: «Я люблю Бетховена» — «Я не люблю Бетховена», «Я люблю Бетховена, но не очень» — «Я не люблю его, то есть не то что не люблю его, но...». В подобной «чепухинской» (словечко Толстого) неразберихе не содер жится, видимо, той пропасти внутреннего противоречия, которая, очевидно, просматривается при внешнем взгляде на данный семантический ряд: за поиском «буквы» толстовской мысли нами обычно теряется ее «дух». А могучий дух писателя, профессионально относившегося к словам и долго их «перетиравшего» в оттачивании единственно необходимого, беспрестан но работал. И формальный поиск слова — это лишь видимое, постепенно проявляющееся зримое выражение открытия — другого человека, сути, отношения. Это упорный и тяжкий процесс, попытка человека проникнуть своею мыслью всюду и самому разобраться во всем. Когда мы имеем дело с письменной записью устного слова, то именно здесь наиболее естественно возникает обширное и плодотворное поле невольных, хотя и вполне объяснимых искажений. Во-первых, обычно все гда имеется промежуток времени между фактом озвучивания мысли и ее занесением на бумагу. Во-вторых, в реальности существуют (и их необходи мо учитывать) неизбежные различия процессов человеческого восприятия. В-третьих, на практике образуется конкретный и специфический контекст понимания. В-четвертых, в общении возникает непременный эмоциональ но-психологический фон (и подчас предельно заостренный!). Мудрые и наблюдательные деятели искусства, беседовавшие с Тол стым и заносившие затем на бумагу его мысли, понимая всю неодноз начность ситуаций общения, иногда обнаруживают собственные, глу боко личностные интерпретации его высказываний. «Лев Николаевич находит, что искусство служит выражением жизни (не помню точно слов), что теперь господствующая черта жизни безумие, и она выра жается и в живописи, и в литературе, и в музыке»,-—записывает про фессор Московской консерватории С. И. Танеев в своем дневнике от 16 июня 1896 г. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 220
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=