ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

А. Н. Толстой и русская культура О. И. Филатова Тула КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКИ ЛЬВА толстого Изобилие научной литературы, посвященной феномену жизни и твор­ чества писателя, философа, педагога, гуманиста и общественного деятеля Льва Николаевича Толстого, не помогает раскрыть всю многогранность его личности, и на истоке XXI века требующей вдумчивого постижения. Более того, заявленная толстовская проблематика именно сегодня — на старте третьего тысячелетия —предельно далека от разрешения: и в отечественной, и в зарубежной культуре она постоянно проявляется в новых, не исследо­ ванных ранее взаимосвязях и взаимообусловленностях. Взаимоотношения Л. Н. Толстого с музыкой всегда интересова­ ли так или иначе всех, имевших счастье общаться с великим мысли­ телем (устно или письменно). Музыкальными картинами, эстети­ ческими р а зм ы ш л е н и ям и , зву к о вы м и р ем и н и сц ен ц и ям и , теоретическими рассуждениями наполнены страницы художествен­ ных трактатов, исповедальных сочинений, эпистолярного наследия и дневниковых записей Льва Николаевича. Однако обобщающий научный труд, комплексно освещающий либо структурно систематизирующий музыкальное мировоззрение, жизнен­ ную и художническую практику Л. Н. Толстого в их звуковом ракурсе, до сего времени не создан. Чем же это можно объяснить? Видимо, причин указанного отсутствия несколько. Не ставя целью дан­ ной статьи подчеркнуто казуальный аспект исторических реалий сложившей­ ся ситуации, акцентируем внимание лишь на некоторых из ее явных черт. Человек, не единожды встречавшийся со Львом Толстым (сразу же Или по прошествии некоего периода), мог обнаружить бросающееся в глаза несоответствие его непосредственных реакций и опосредованных 219

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=