ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
А. Н. Толстой и русская культура О. И. Филатова Тула КОНЦЕПЦИЯ МУЗЫКИ ЛЬВА толстого Изобилие научной литературы, посвященной феномену жизни и твор чества писателя, философа, педагога, гуманиста и общественного деятеля Льва Николаевича Толстого, не помогает раскрыть всю многогранность его личности, и на истоке XXI века требующей вдумчивого постижения. Более того, заявленная толстовская проблематика именно сегодня — на старте третьего тысячелетия —предельно далека от разрешения: и в отечественной, и в зарубежной культуре она постоянно проявляется в новых, не исследо ванных ранее взаимосвязях и взаимообусловленностях. Взаимоотношения Л. Н. Толстого с музыкой всегда интересова ли так или иначе всех, имевших счастье общаться с великим мысли телем (устно или письменно). Музыкальными картинами, эстети ческими р а зм ы ш л е н и ям и , зву к о вы м и р ем и н и сц ен ц и ям и , теоретическими рассуждениями наполнены страницы художествен ных трактатов, исповедальных сочинений, эпистолярного наследия и дневниковых записей Льва Николаевича. Однако обобщающий научный труд, комплексно освещающий либо структурно систематизирующий музыкальное мировоззрение, жизнен ную и художническую практику Л. Н. Толстого в их звуковом ракурсе, до сего времени не создан. Чем же это можно объяснить? Видимо, причин указанного отсутствия несколько. Не ставя целью дан ной статьи подчеркнуто казуальный аспект исторических реалий сложившей ся ситуации, акцентируем внимание лишь на некоторых из ее явных черт. Человек, не единожды встречавшийся со Львом Толстым (сразу же Или по прошествии некоего периода), мог обнаружить бросающееся в глаза несоответствие его непосредственных реакций и опосредованных 219
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=