ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
слркить сознание единства духовного начала всех людей («О присоеди нении Боснии и Герцеговины к Австрии»), Толстой не раз признавался, что он всей душой сочувствует «всякому способу единения людей, неза висимо от политических партий, и в особенности сознательному едине нию духовному людей разных национальностей и государств» (66, 402). И в этом контексте он приветствовал и эсперантистов и вообще «знание языков, то знание, которое дает возможность общения и единения с наибольшим количеством людей» (67, 102). Но позднее он скорректи ровал свою позицию. Писателем уже признавалось не всякое единение, потому что единение какой-то части, группы лиц, стран предполагает помимо всего и противостояние этого «объединенного» чему-то другому. В обращении Толстого «Славянскому съезду в Софии» (1910 г.) есть следующие строки: «Да, в единении и смысл, и цель, и благо человечес кой жизни, но цель и благо это достигаются только тогда, когда единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не еди нение малых или больших частей человечества во имя ограниченных ча стных целей» (38, 176). Поэтому не случаен в «Круге чтения» призыв Толстого: «Бойся быть нарушителем единения людей, вызвав в них словами недобрые чувства друг против друга» (41, 19). И напротив, достойным человеком может считаться только тот человек, который понимает смысл и назначение жизни и не может не чувствовать свое равенство и братство с людьми всех народов («Путь жизни»). В этом смысле, по Толстому, образцом может слркить Сократ, который считал себя гражданином всемирного государства. Толстой не раз цитировал понравившуюся ему фразу Гарри сона: «Отечество наше — это мир, соотечественники наши — все челове чество» (36, 96). Самые отношения между людьми разных этносов и конфессий, между разными народами Толстому представляются таки ми же интересными и вечными в художественном смысле, как вообще все отношения между людьми. В трактате «Что такое искусство?» чита ем: «Что может быть старее отношения родителей к детям, детей к родителям, отношений людей к соотечественникам, иноплеменным, к нападению, обороне, к собственности, к земле, к животным?» (30, 183). И стоит, по Толстому, взглянуть на все эти отношения с христиан ской точки зрения, как сразу же возникают разнообразные, новые и трогательные чувства. Это все вечные темы. По Толстому, самая природа искусства интернациональна. Хоро шим может быть признано только то искусство, которое способствует ________________Художественный мир Л. Н. Толстого 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=