ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

слркить сознание единства духовного начала всех людей («О присоеди­ нении Боснии и Герцеговины к Австрии»), Толстой не раз признавался, что он всей душой сочувствует «всякому способу единения людей, неза­ висимо от политических партий, и в особенности сознательному едине­ нию духовному людей разных национальностей и государств» (66, 402). И в этом контексте он приветствовал и эсперантистов и вообще «знание языков, то знание, которое дает возможность общения и единения с наибольшим количеством людей» (67, 102). Но позднее он скорректи­ ровал свою позицию. Писателем уже признавалось не всякое единение, потому что единение какой-то части, группы лиц, стран предполагает помимо всего и противостояние этого «объединенного» чему-то другому. В обращении Толстого «Славянскому съезду в Софии» (1910 г.) есть следующие строки: «Да, в единении и смысл, и цель, и благо человечес­ кой жизни, но цель и благо это достигаются только тогда, когда единение всего человечества во имя основы, общей всему человечеству, но не еди­ нение малых или больших частей человечества во имя ограниченных ча­ стных целей» (38, 176). Поэтому не случаен в «Круге чтения» призыв Толстого: «Бойся быть нарушителем единения людей, вызвав в них словами недобрые чувства друг против друга» (41, 19). И напротив, достойным человеком может считаться только тот человек, который понимает смысл и назначение жизни и не может не чувствовать свое равенство и братство с людьми всех народов («Путь жизни»). В этом смысле, по Толстому, образцом может слркить Сократ, который считал себя гражданином всемирного государства. Толстой не раз цитировал понравившуюся ему фразу Гарри­ сона: «Отечество наше — это мир, соотечественники наши — все челове­ чество» (36, 96). Самые отношения между людьми разных этносов и конфессий, между разными народами Толстому представляются таки­ ми же интересными и вечными в художественном смысле, как вообще все отношения между людьми. В трактате «Что такое искусство?» чита­ ем: «Что может быть старее отношения родителей к детям, детей к родителям, отношений людей к соотечественникам, иноплеменным, к нападению, обороне, к собственности, к земле, к животным?» (30, 183). И стоит, по Толстому, взглянуть на все эти отношения с христиан­ ской точки зрения, как сразу же возникают разнообразные, новые и трогательные чувства. Это все вечные темы. По Толстому, самая природа искусства интернациональна. Хоро­ шим может быть признано только то искусство, которое способствует ________________Художественный мир Л. Н. Толстого 21

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=