ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 Е. А. Жуков Екатеринбург ХУДОЖЕСТВЕННО-СМЫСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ «ЧУЖОГО СЛОВА» В РОМАНЕ Г. ВЛАДИМОВА «ГЕНЕРАЛ И ЕГО АРМИЯ» (Л. Толстой - Г. Владимов) ... Подминает под себя пространство, наматывает на спидометр ки­ лометр за километром генеральский виллис от мало кому известного Мырятина в сторону Москвы, ставки Верховного. А время в полном распоряжении автора. Оторванным от армии генералу Кобрисову и его спутникам есть что вспомнить, о чем задуматься. Дорога —тот компози­ ционный стержень, который позволяет соединить сюжетные линии романа, открыть для читателя авторское «новое видение и осмысление войны» [1] прежде всего посредством вертикали: шофер — водитель генеральского виллиса Сиротин и ординарец Шестериков (низ вертика­ ли), адъютант майор Донской и сам генерал Кобрисов (ее верх) — с помощью целого ряда оппозиций, из которых наиболее существенные: народ —немецко-фашистские захватчики, народ —дорвавшиеся до вла­ сти «блатари», народ — Кобрисов, народ — Гудериан, Кобрисов — «дру­ гие», в круг которых он не вошел, да и не мог войти, для которых он чужой, Кобрисов — Гудериан, Кобрисов — Власов, генералы и их спутники,— а также выразительных средств и «сцепления мыслей», о чем Л. Н. Толстым в свое время сказано было следующее: «Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собой, для выражения себя, но каждая мысль, выра­ женная словами, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из этого сцепления, в котором она находится. Само же сц еплени е составлено не мыслью (я думаю), а челл-то другим, и выразить основу 208

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=