ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
заурядности руководствуется в поступках голосом сердца. Совсем не сво дим к типу толстовского Ивана Ильича Вермандуа из «Начала конца», не схожи жизненные ситуации, в которые поставлены герои, но общим оказывается осознание пустоты своей жизни тогда, когда уже поздно что-либо исправлять; одинаковыми остаются вопросы: Как жить? Чем жить? Для кого жить? Говоря об этих персонажах Алданова, Г. Адамович не называет имени Толстого или его героев, но внимательный читатель, уже уловив ший общий дух его размышлений, сам выстраивает для себя параллели, восстанавливает недосказанное. Художественное чутье не обманывает его: через несколько страниц толстовский Иван Ильич уже назван; алданов- ский Дюммлер («Истоки»), как и он, недоумевает перед неизбежнос тью смерти, так же хочет кричать «не хочу-у-у». Да и сам Алданов счита ет Толстого своим учителем. Но отмечает Адамович и некий парадокс: его герои более родственны разреженной атмосфере произведений Дос- тоевско го ; если мы , к ак и героев последнего , «п ере селим их в атмосферу любого повествования Толстого... < ...> ...некоторая ме ханичность их обнаружится сразу, и покажутся они там автоматами сре ди подлинно живущих существ» (79). Достоевский и Толстой: «по-видимому, действительно суждено нам без конца имена эти сопоставлять и сталкивать: никуда от них не уйдешь!» (9 5 ). XIX, по определениям Адамовича, «надменный», «самоуверенный» и «трагический» век, окончательное воплощение своих настроений обрел в Льве Толстом, безусловно, не во всем согласным с веяниями эпохи, но нашедшем «границы доступного нам мира» и уве ренного «в том, что отвести их дальше нельзя» (94 ). XX век принес с собой стремление прорваться в неземные, неведомые дотоле человеку области. XX веку с Толстым «душно», он, подобно Достоевскому, стре мится, поднявшись на цыпочки, глотнуть воздуха заоблачных высот. Дать объективный ответ на вопрос, существует ли что-нибудь там, в этих вы сотах, за догадками и намеками Достоевского невозможно. Каждый ху дожник XX столетия, путешествуя по мирам горним, находит ответ в самом себе: иногда отделывается шуткой, дразнит воображение читате ля, лукавствует, чаще всего поддерживает надежды, сам не уверенный в том, что они не призрачны. Этим «состоянием» XX века Адамович и объясняет тот особенный интерес, которым на Западе окружен До стоевский, кстати сказать, и по нынешний день. Толстой в несрав ненно меньшей степени занимает мысли современного и Адамовичу, и XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=