ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

к Ф. Б. Гецу от 30 июня 1890 г. он заявлял: «...для меня равенство всех людей— аксиома» (65 ,117 ); спустя пять лет в письме к М. Э. Здзеховскому он вновь повторял: «...мы прежде, чем русские, поляки, немцы — люди, ученики одного учителя, сыны одного отца, братья между собою» (68, 170). В одном из писем М. М. Лисицыну, задумавшему издание «газеты русской с не русским, а христианским направлением» (65, 218), Толстой советовал обратиться за помощью к Н. С. Лескову, потому что «он одинаковых со мной взглядов и любит людей, а не русских или немцев» (65, 229). Это прослеживается в художественных произведениях. Так, в пере­ вод новеллы Мопассана «Порт» (у Толстого иное название — «Франсуа­ за», по имени проститутки), помещенный в идеологизированный сбор­ ник «Круг чтения», русский художник добавляет одну фразу, которая, однако, совершенно меняет тональность и содержание всего рассказа: «Все кому-нибудь да сестры» (42, 305). Более того, Толстой в разряд братьев возводит все живое: «Нельзя сказать, чтобы обезьяны и собаки, лошади и птицы не были бы наши братья» (43, 8). Поэтому для Толстого естественно любить в духе христианства и людей «вражеского народа» (27, 365). Весьма показательна запись в дневнике от 28 февраля 1890 г.: «Во сне видел, что говорю с священни­ ком о пьянстве, о терпимости и о чем-то еще, что забыл. О терпимости: не презирать ни жида, ни татарина, любить» (51, 23). Характерно в этом смысле приведенное в «Круге чтения» изречение из суфийской мудрости: «Если ты мусульманин, иди и живи с христиана­ ми, если ты христианин — живи с евреями; если католик — живи с православными. Какая бы ни была твоя религия, общайся с людьми других верований. Если речи их не возмущают тебя и ты можешь свобод­ но общаться с ними, ты достиг мира» (41, 424). Вообще без особого преувеличения можно сказать, что призыв к единению, мотив единения является едва ли не главным в жизни и творчестве Толстого. Для него было несомненным то, что тенденция к единению необра­ тима, что оно идет даже помимо воли людей и что вся история человече­ ства есть один, пусть и трудный, но неуклонный процесс единения всех людей. Причем, по Толстому, самое «сознание единства со всем челове­ чеством, вытекающее из сознания единого во всех божественного начала, дает людям наивысшее и внутреннее-личное и внешнее-общественное благо» (42, 391). И потому общая задача всех людей сейчас — соединить все народы в одну семью («К итальянцам»), и основой жизни при этом должно XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=