ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 существование индивидуальных манер в мелодике, а также типологию мелодических принципов разных авторов. В нашем случае мы отметим только мелодическую похожесть рассматриваемых строк, что подчерки­ вает пребывание авторов в одном потоке «вчувствования». Поэма Снегурочка была написана Тюрком в 1941 г. Публикация эпистолярного наследия поэта (в архивах музея Л. Н. Толстого хранятся письма поэта Михаилу Горбунову), мы считаем, многое прояснит в мо­ тивах обращения Тюрка к данному сюжету. Сама же тема решена по­ этом с редким изяществом. Согласно исследованию Е. В. Улыбиной, смерть Снегурочки, если взять за основу пьесу А. Н. Островского, может быть понята как разрушение индивидуальности при вступлении во взрослый мир [5]. Посмотрим, как решается данная задача Тюрком. Снегурочка обращается к герою: ...Она шепчет: «Голубчик, вернись, Я уже не такая, как прежде. Приходи в мой дворец ледяной,— Нам отец разрешил обвенчаться. Делай все, что захочешь, со мной, Только чтобы у>к не разлучаться! Мой отец не жалеет казны На меня — разорится для свадьбы! Приходи, приходи до весны... А потом сорока сообщает герою — после его выздоровления: Не успел еще первый подснежник отцвесть На проталинке у краснотала, Как Снегурочки нашей не стало. Когда начало таять, случилась беда — Просочилась в дворец снеговая вода, Подмочила меха и наряды, Затопила подвалы и склады. А потом повалились несчастья на них: Разорился отец, не явился жених... Чистота и грациозность «Снегурочки» Тюрка напоминают «Чудо со щеглом» Арсения Тарковского. Тарковский говорил по поводу своей поэмы: «Мне захотелось вдруг продолжить традицию “Домика в Колом­ не” ... Я болел и хотел как-то развеселиться...». Вспомним, что Тюрк — до «Снегурочки» — тоже болел. Он лежал в тюремной «больничке», перед этим передав Мазурину знаменитое 198

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=