ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
место. Человек у Боборыкина —«проявление» города; и не характеры здесь важны, а характерология москвича: «старого» или «нового», коренного или вчерашнего провинциала, живущего в ней иностранца и т. д. Чувственный образ города, его улиц, площадей и домов воплощается Боборыкиным на уровне зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса воспри нимающего мир лица. Связь человека и места продумывается писателем, и в этом, несомненно, проступает традиция русского классического романа. Другое дело, что писатель создает образ города в стилистике натурализма. В Москве «говорит» «голос крови» и «голос рода», ее отличает особая наследственность —географическая, социальная, историческая, религиозная, архитектурная, языковая и т. д. «Душа города» (Н. П. Анциферов) живет и в постановках ее театров, ритуалах православных христианских праздни ков, в воздухе московской весны или осени. В романе улыбка города — это улыбка «ядреной купчихи, надевшей все свои кольца и серьги; только на волосах у нее “головка” , а остальное все по моде». Писатель стремится запечатлеть мгновение. Динамика светописи, чувственная окрашенность портрета города создают импрессионистическую картину. Поэтика ощуще ний, особый автобиографизм (память чувственного восприятия места) воп лощают стиль «натуралистического илшрессионизма». Связь человека и места продумывается Боборыкиным. Место, Мос ква, ее улицы, дома, напрямую воздействует на человека, определяет его судьбу: «В Москве так нркно». Москва предстает в романе Боборыкина как конфликтное пространство. Используя традиции романа Л. Н. Тол стого, Петр Дмитриевич Боборыкин создает свою поэтику Москвы. ____________________ Л. Н. Толстой и русская культура — — 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=