ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

место. Человек у Боборыкина —«проявление» города; и не характеры здесь важны, а характерология москвича: «старого» или «нового», коренного или вчерашнего провинциала, живущего в ней иностранца и т. д. Чувственный образ города, его улиц, площадей и домов воплощается Боборыкиным на уровне зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса воспри­ нимающего мир лица. Связь человека и места продумывается писателем, и в этом, несомненно, проступает традиция русского классического романа. Другое дело, что писатель создает образ города в стилистике натурализма. В Москве «говорит» «голос крови» и «голос рода», ее отличает особая наследственность —географическая, социальная, историческая, религиозная, архитектурная, языковая и т. д. «Душа города» (Н. П. Анциферов) живет и в постановках ее театров, ритуалах православных христианских праздни­ ков, в воздухе московской весны или осени. В романе улыбка города — это улыбка «ядреной купчихи, надевшей все свои кольца и серьги; только на волосах у нее “головка” , а остальное все по моде». Писатель стремится запечатлеть мгновение. Динамика светописи, чувственная окрашенность портрета города создают импрессионистическую картину. Поэтика ощуще­ ний, особый автобиографизм (память чувственного восприятия места) воп­ лощают стиль «натуралистического илшрессионизма». Связь человека и места продумывается Боборыкиным. Место, Мос­ ква, ее улицы, дома, напрямую воздействует на человека, определяет его судьбу: «В Москве так нркно». Москва предстает в романе Боборыкина как конфликтное пространство. Используя традиции романа Л. Н. Тол­ стого, Петр Дмитриевич Боборыкин создает свою поэтику Москвы. ____________________ Л. Н. Толстой и русская культура — — 195

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=