ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

цитирует' наборную рукопись произведения: «Москва — она, это чувству­ ет всякий человек, чувствующий ее. Париж, Берлин, Лондон, в особенно­ сти Петербург — он... Москва — женщина, она мать, она страдалица и мученица.. Всякий русский чувствует, что она —мать, всякий иностра­ нец (и Наполеон чувствовал это) чувствует, что она женщина и что можно оскорбить ее». В окончательной редакции: «Город, занятый неприятелем, подобен девушке, потерявшей невинность,^- думал он (как он и говорил это Туч­ кову в Смоленске). И с этой точки зрения он смотрел на лежавшую перед ним, невиданную еще им восточную красавицу. Ему странно было самому, что, наконец, свершилось его давнишнее, казавшееся ему невоз­ можным желание... и уверенность обладания волновала и ужасала его». Основные мотивы: женственности и материнства Москвы, мотив «жела­ ния» — присутствуют и в последнем варианте текста. Исчезает «ключе­ вое» слово «чувствовать», а сам мотив воплощается иными художествен­ ными средствами. Палтусов («Китай-город»), любуясь Москвой, постоянно ищет но­ вых ракурсов, способных запечатлеть всю красоту города. Герой в своем воображении вдруг поднимается над ней и видит ее с высоты: «И ему казалось, точно он... на воздушном шаре поднялся на двести сажен от земли и смотрит оттуда на Москву, на Ильинку, на ряды и площади, на толкотню и езду чуть заметных насекомых-людей. Он чувствовал художественную красу в этом скопище». Как и у Толстого, город не подвластен человеку, и герой это прекрасно осознает, он чувствует, ощу­ щает воздействие места. У Л. Н. Толстого Москва — город стихийный, спонтанный, теплый и «сердечный». Лейтмотивным в его творчестве становится хлебосоль­ ство Москвы: ее радушие, умение успокоить, накормить, развлечь домашними или изысканными ресторанными яствами. Подлинным моск­ вичом в этом смысле является Стива Облонский, « проводник» читателя по «застольной» Москве: «Степан Аркадьич любил пообедать, но еще более любил дать обед, небольшой, но утонченный и по еде, и по питью, и по выбору гостей». Неожиданны и вместе с тем отсылают к традиции образы Москвы и Петербурга в романе П. Д. Боборыкина «Китай-город»: «Славное жи- тье в этой пузатой и сочной Москве!.. В Петербурге физически невоз­ можно так себя чувствовать. Глаз притупляется... В ресторане татары в засаленных фраках... еда безвкусная... Ничего характерного, своего, Л. Н. Толстой и русская культура 193

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=