ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Л. Н. Толстой и русская культура HifcCl Е. Н. Эртнер Тюмень МОСКВА Л. Н. ТОЛСТОГО и МОСКВА П. Д. БОБОРЫКИНА Образ Москвы в прозе Л. Н. Толстого представляет яркую страницу «московского текста» русской культуры. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, писатель обращается к теме соперничества двух русских сто­ лиц, выявляет своеобразие «вечной Москвы». Символическое простран­ ство Петербурга, каким оно создано художественным сознанием XVIII— XIX вв., изначально конфликтно по отношению к Москве. Петербург как город «новый», «официальный», «чиновничий», символ русской государ­ ственности, город, в котором живут лица, вершащие историю, плацдарм для служебной карьеры, в прозе Л. Н. Толстого выступает как анти- Москва. И потому он противостоит Москве, «старой», «древней», «до­ петровской», «домашней», «естественной», «исконной» столице. В романе П. Д. Боборыкина «Китай-город» (1882) Москва — глав­ ное действующее лицо, сложный и внутренне конфликтный образ. Как пишет В. И. Кулешов, «давно уже пора было Москве быть воспетой в романе, пора было явиться в целом, со всей ее пестротой и многошумь- ем... Если литература воспела Невский проспект, Адмиралтейскую иглу, гранитные набережные Невы, дворцы Северной Пальмиры, то в романе Боборыкина., воспета Москва, где Русь глядит из каждой трещины». При этом в натуралистическом романе Боборыкина может бьггь расслы­ шано и «слово» о Москве Льва Толстого. Москва Толстого воплощает собой стихию земли (потому олицетво­ ряет пространство Русской земли): город имеет «природное» рождение. Петербург, напротив, возник в преодолении стихии воды (болото — вода и земля) камнем. В отличие от Белокаменной, он создан насильственным 191

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=