ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

но что она в совершенстве овладела им. Особенно очевидным это стано­ вится при обращении к сопоставительному анализу «Анны Карениной» с романом Ф. М. Достоевского «Идиот». Стыд в романе Достоевского, так же как и в «Анне Карениной», с не меньшей силой выражает нравственное состояние человека. Но од­ новременно эта эмоция отличным от толстовского образом вписывается в структуру психики, иначе связывается с другими эмоциями, иначе пре- зентируется в сознании. Так, главный герой «Идиота» князь Мышкин (Князь Христос) испытывает чувство стыда прежде всего за другого человека: «...до того застыдился чужого поступка, до того ему стало стыд­ но за своих гостей...». Стыд в «Анне Карениной» —лакмусовая бумажка проявления склада души и одновременно ценностный критерий философско-этической кон­ цепции романа. И хотя художественная феноменология стыда и в том и в другом романах многообразна, существует прямая взаимозависимость не только между поступками и этической рефлексией, но и между наме­ рением, возникшим чувством и моральной самооценкой. Если в кругу Вронского существовал принцип «отдаваться всякой страсти не крас­ нея», то Анна, «имевшая способность краснеть», услышав «занимавшую ее мысль, выговоренную словами, густо покраснела, испытывая чувство беспричинного стыда». В романе действует закон, отличный от аристоте­ левского («Стыдливость, коль скоро она возникла в связи с другими по­ ступками, чужда порядочному человеку»): именно порядочный, а может быть, только порядочный человек и способен испытывать чувство стыда у Толстого и у Достоевского. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 190

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=