ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Вообще, отношение к чужому, отношения одних народов к другим занимает весьма важное место в мировоззрении позднего Толстого. Еще в трактате «В чем моя вера» Л. Толстой в качестве одного из соблазнов, лишающего человека его блага, назвал разделение народов: «Христос от­ крыл мне, что пятый соблазн, лишающий меня моего блага,— есть разде­ ление, которое мы делаем между своими и чркими народами. Я не могу не верить в это, и потому если в минуту забвения и может подняться во мне враждебное чувство к человеку другого народа, то я не могу рке в спокойную минуту не признавать это чувство ложным, не могу оправ­ дывать себя, как я прежде делал это, признанием преимущества своего народа над другими, заблркдениями, жестокостью или варварством дру­ гого народа, не могу, при первом напоминании о том, не стараться быть более дрркелюбным к человеку чужого народа, чем к соотечественнику» (23, 460). В разделении народов Толстой видит безусловное зло и счита­ ет большим заблуждением то, что благо человека связывается лишь с благом людей его народа, а не благом всех людей мира. В сборнике «На каждый день» Толстой отмечал, что худшим из суеверий является то, что «...людям нельзя жить без того, чтобы не выделяться одним наро­ дам от других народов...» (43, 32). Там же в нескольких местах раз за разом писатель подчеркивал, что глупо, «когда целый народ считает себя лучше других народов» (43, 22). По Толстому, еще можно было понять, когда «люди древности и даже средних веков верили... что люди не равны, что настоящие люди только персы, только греки, только римляне, только французы: но ведь нам нельзя рке верить в это» (43, 27). Художник обращает внимание на то, что для детей этноконфессиональные различия не играют никакой роли. Они всегда встречают друг друга с улыбкой. А между тем взрослый человек строит свои отношения с другим человеком в зависимости от того, к какому сословию, вере, народу принадлежит последний. И глубочайшее убеждение Толстого состоит в том, что «люди никогда не могли бы совершить одной сотой тех злодеяний, которые они совер­ шали и теперь не переставая совершают во имя признания преимуще­ ства одних людей перед другими» (43, 205). На самом же деле все люди равны перед Богом, важна не нацио­ нальность, а то, что он человек («О присоединении Боснии и Герцегови­ ны к Австрии»). И Толстой проповедовал это не только в своих философ­ ско-религиозных и публицистических произведениях, но и в частной жизни, что нашло отражение и в его эпистолярном наследии. В письме ______________ Художественный мир Л.Н. Толстого 19

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=