ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Вообще, отношение к чужому, отношения одних народов к другим занимает весьма важное место в мировоззрении позднего Толстого. Еще в трактате «В чем моя вера» Л. Толстой в качестве одного из соблазнов, лишающего человека его блага, назвал разделение народов: «Христос от крыл мне, что пятый соблазн, лишающий меня моего блага,— есть разде ление, которое мы делаем между своими и чркими народами. Я не могу не верить в это, и потому если в минуту забвения и может подняться во мне враждебное чувство к человеку другого народа, то я не могу рке в спокойную минуту не признавать это чувство ложным, не могу оправ дывать себя, как я прежде делал это, признанием преимущества своего народа над другими, заблркдениями, жестокостью или варварством дру гого народа, не могу, при первом напоминании о том, не стараться быть более дрркелюбным к человеку чужого народа, чем к соотечественнику» (23, 460). В разделении народов Толстой видит безусловное зло и счита ет большим заблуждением то, что благо человека связывается лишь с благом людей его народа, а не благом всех людей мира. В сборнике «На каждый день» Толстой отмечал, что худшим из суеверий является то, что «...людям нельзя жить без того, чтобы не выделяться одним наро дам от других народов...» (43, 32). Там же в нескольких местах раз за разом писатель подчеркивал, что глупо, «когда целый народ считает себя лучше других народов» (43, 22). По Толстому, еще можно было понять, когда «люди древности и даже средних веков верили... что люди не равны, что настоящие люди только персы, только греки, только римляне, только французы: но ведь нам нельзя рке верить в это» (43, 27). Художник обращает внимание на то, что для детей этноконфессиональные различия не играют никакой роли. Они всегда встречают друг друга с улыбкой. А между тем взрослый человек строит свои отношения с другим человеком в зависимости от того, к какому сословию, вере, народу принадлежит последний. И глубочайшее убеждение Толстого состоит в том, что «люди никогда не могли бы совершить одной сотой тех злодеяний, которые они совер шали и теперь не переставая совершают во имя признания преимуще ства одних людей перед другими» (43, 205). На самом же деле все люди равны перед Богом, важна не нацио нальность, а то, что он человек («О присоединении Боснии и Герцегови ны к Австрии»). И Толстой проповедовал это не только в своих философ ско-религиозных и публицистических произведениях, но и в частной жизни, что нашло отражение и в его эпистолярном наследии. В письме ______________ Художественный мир Л.Н. Толстого 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=