ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 А. М. Буланов Волгоград СТЫД В ИЗОБРАЖЕНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО И Д. И. ТОЛСТОГО («Идиот» и «Анна Каренина») Стыд —фундаментальная эмоция и одновременно одна из главней­ ших, конститутивных составляющих национального менталитета, элемент психоментальной структуры человека в его принадлежности к той или иной нации. Так что в современной культурологии принято выделять «культуру вины» и «культуру стыда». Поэтому совсем не лишне более внимательно всмотреться в те произведения русской классики, в кото­ рых с наибольшей художественной силой и выразительностью воссоздан тип русского человека во всем многообразии проявлений эмоций, чувств и страстей. К таковым относятся романы Достоевского и Толстого. Как бы ни определяли ученые-психологи стыд и каким бы точным ни было научное понятие стыда, каждый человек имеет собственный опыт переживания этого чувства, так же, как, впрочем, и собственное понятие о нем. И чаще всего этот опыт сопряжен с нравственным само­ определением. А способность стыдиться, стесняться уже характеризует индивида, причем именно в области оценки моральных качеств. В. И. Даль, определяя значение слова «стыд», отметил в сво словаре: «стыд совести». «Прямой стыд», по Далю, есть «признак, на­ ружное проявление совести»: «Стыд, студ — чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничижение и смирение, внутренняя исповедь перед совестью». При всем различии Достоевского и Толстого как художников-пси- хологов внимательному читателю не может не броситься в глаза близость их в романах «Идиот» и «Анна Каренина». Уже чисто теоретическая посылка должна привести к выводу, что самые главные, фундаментальные 188

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=