ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Обдумывая «мысль семейную» и «мысль народную», Толстой, без сомнения, опирался (хотя часто в полемическом смысле) и на карамзин- ские традиции. Произведения Толстого «Семейное счастье», «Анна Ка­ ренина», «Крейцерова соната» генетически восходят к «Юлии» Карамзи­ на, а «Воскресение» — к «Бедной Лизе». Исследователи подчеркивают, что из всего карамзинского наследия Толстой выделил в его переписке созвучную с собственным умонастроени­ ем мысль — жизнь как делание добра: «Жить есть не писать историю, не писать трагедии или комедии; а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику; все дру­ гое, любезный мой приятель (Карамзин обращается к А. И. Тургеневу в 1815 г.— Л. С., Л. С.), есть шелуха,— не исключаю и моих осьми или девяти томов... Делайте что и как можете: только любите добро: а что есть добро, спрашивайте у совести». Толстой считал эти строки лучшими из всего написанного Карамзиным [2]. Ранее он писал извест­ ному русскому публицисту и литературному критику Н. Н. Страхову: «...что такое добро — сущность жизни... сущность же жизни — то, что заставляет жить, есть потребность того, что мы называем неправильно добро» (62, 24). Мысли о жизни как творении добра пронизывают так­ же произведения Руссо. Нравственный идеал Толстого постоянно обнарркивает свое родство с морально-философскими ценностями, созданными сентиментализмом. Наряду со святыми для Толстого семейными узами встают отношения, основанные на дрркбе, симпатии и чести. Социальная структура общества заменяется моральной. В «Войне и мире» Пьер Безухов произносит такие слова: «Ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое» (12, 293—294). Оба писателя видели способ противления злу не в противодействии (2 сентября 1825 г. Карамзин писал Н. И. Кривцову: «Препятствовать злу есть благотворить...» [3] ), а в объединении. Предваряя мысли Толстого о том, что хорошим людям нркно объединиться, Карамзин писал в 1803 г.: «На свете есть только одна хорошая партия: друзей человечества и добра» [4]. Как бы подхватывая эти слова, толстовский герой говорит: «...возьми­ тесь ррса с ррсою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — Деятельная добродетель» (12, 292). Раздумья Карамзина и Толстого восхо­ дят к одному источнику — творениям Руссо. Сходство обнарркивается и во взглядах писателей на чувство люб- Е!4’ на супружество. Повестям Карамзина 1790-х годов свойственна, так ____________________Л. Н. Толстой и русская культура 179

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=