ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

было им оценено как очередная возможность «подтвердить свою силу исцеления и свою славу» (31, 34). При встрече с Марьей Сергий понял, что она «чувственна и слабоумна». Эта деталь весьма точно характеризу­ ет последующее падение героя. Он, устоявший перед чарами искусной соблазнительницы, оказался беспомощным перед существом примитивным и больным. Было бы неверно сводить этот эпизод к победе плоти над духом. Такая трактовка бесконечно упрощает его, не принимая во внимание те смысловые оттенки, которые, в сущности, и составляют его содержание. Как рке отмечалось, «борьба с похотью тут эпизод, или скорее одна ступень, главная борьба с другим — с славой людской» (87, 71). Хотя, как нам кажется, в окончательном варианте повесть несет в себе еще нечто большее, чем мотив борьбы со славой. Что же касается плоти, то победа над ней до этого давалась Сергию, и давалась не самыми большими усилиями. Так отчего же герой попадает в сети греха тогда, когда рке стар и умудрен опытом, когда, казалось бы, ему ничто уже не угрожает? Как объясняется это падение Толстым.? До сих пор Сергий сознательно противостоял плотскому соблазну как агрессивной попытке внешнего по отношению к нему мира привя­ зать и подчинить его себе, разрушить его суверенность, независимость его воли и внутреннего бытия. И он порой героически, вплоть до отсече­ ния пальца, боролся с этим. В случае с Марьей ничего не предвещало борьбы, противостояния идей. Здесь чрезвычайно важно то, что «она имела веру в него», а не пришла с установкой испытывать его веру, как это было много раз до того. Внутри Сергия и в этом случае, как и ранее, шла непрерывная борьба, которую Толстой по-прежнему раскрывает через «диалектику души». Но к этой внутренней борьбе купеческая дочь не имеет прямого отношения и не может иметь, поскольку «чувственна и слабоумна» и по этой причине не содержит в себе никакой угрозы его (отца Сергия) суверенности, его самоценности. Падение героя происходит быстро, практически незаметно для него самого, без его внутреннего сопротивления. Он только и успевает прошеп­ тать: «Что ты? Марья. Ты дьявол». Но это скорее констатация неожиданно­ го поражения, чем попытка хоть и слабого, но сопротивления греху. В одном из первых вариантов повести Сергий убивает Марью и «отдает свою судьбу в руки людей» [6]. Но позднее Толстой меняет замысел, потому что убийство жертвы ему не нркно, оно избыточно. Ему важно упоминание топора, которым он Отрубал палец, хранящегося теперь XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 172

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=