ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Следующий этап его борьбы с миром, следующая попытка подавить в себе привязанность к нему происходит, когда ночью его посещает Ма- ковкина. В этом эпизоде, довольно точно повторяющем события, описан­ ные Димитрием Ростовским, герой побеждает. По всем внешним приметам это демонстрация победы духа над плотью, но такая оценка не вполне адекватна фактическому положению вещей. Вновь Толстой раскрывает сво­ его героя в противоречивых деталях с помощью «диалектики души». Весь эпизод построен на борьбе между соблазном, которым Маков- кина стремится подчинить себе отшельника, и его волей. Для него в конечном счете важно победить не свою плоть, а Маковкину. В пользу этого свидетельствует одна деталь, на которой очевидно настаивает Толстой. «Да, я пойду, но так, как делал тот отец, который накладывал одну руку на блудницу, а другую клал в жаровню. Но жаровни нет»,— рассркдает затворник, явно стремясь следовать герою жития Димитрия (31, 25). «Он выставил палец над огнем и нахмурился, готовясь терпеть, и довольно долго ему казалось, что он не чувствует, но вдруг — он еще не решил, больно ли и насколько, как он сморщился весь и отдернул руку, махая ею. “Нет, я не могу этого”» (31, 25). Литературный предшественник отца Сергия Иаков Постник в течение нескольких часов держал свою левую руку над огнем, пока правая касалась тела блудницы. Он боролся с «дьявольским искушением». Его борьба имела, очевидно, иную цель, нежели воздействие на сознание блудницы, он проти­ востоял не ей. Сергий должен победить Маковкину. И эта задача не требует жертв, подобных жертве Иакова Постника. Его победа быстрая и мучитель­ ная не столь для него, сколь для пораженной им соблазнительницы. Победа не над собой, поскольку то, что он сделал со своей рукой,— всего лишь жест отчаяния («Так что же я, погибну? Так нет же»), а над самоуверенной женщиной, считавшей безграничной свою власть над ним. Итог победы, конечно, оказался тот же, что и в случае с блудницей, описанном в житии («Через год она была пострижена малым постригом»), но цена этой побе­ ды, глубинный ее смысл совершенно иной. Герой вновь оказался неспособ­ ным отвлечься от своей сосредоточенности на мирском, на своем гордом противостоянии миру и его страстям. После многолетней жизни в затворничестве отец Сергий обрел славу подвижника и целителя, что никак не изменило в нем главного — его отно- Ний с миром И именно в этот момент к герою приходит последнее и, Казалось бы, не самое сложное испытание, которое, однако, пройти ему Не суждено, В келье затворника появляется больная девушка, что сразу _____________________ Л. Н. Толстой и русская культура 171

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=