ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
тельное разрешение и смысл. Это равенство внутреннего и внешнего, их взаимосвязанность чрезвычайно важно подчеркнуть именно сейчас, преж де, чем мы перейдем к его «Отцу Сергию». Эта повесть интересна тем, что писатель опирается на «диалектику души» в первой части, что позволяет ему без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир героя и представлять его подробно, «рас щеплять» и «разглядывать». В основе изображения центрального персо нажа лежит уже хорошо известный толстовскому читателю принцип со поставления того, что являет собой герой в своих переживаниях, и того, чем он хочет казаться окружающим. Совершенно естественно в повести актуализируется проблема человеческого честолюбия, которую Толстой обозначил в письме В. Г. Черткову. Главное здесь, по мысли автора, изоб ражение борьбы «с славой людской» [5]. История князя Степана Касатского до ухода в монастырь в изображе нии Толстого — это история, обнажающая самолюбие молодого человека, его настойчивое желание во всех делах «достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей» (31, 7). Он привык быть пер вым, подчинять свою жизнь той или иной зримой, внешней цели. Поэтому к неожиданному крушению всех его планов приводит осознание того, что кто-то пытается управлять его жизнью, что в действительности он лишь игрушка в руках других. Сильнее всего героя потрясает то, что почти все в городе знают о связи императора с Мери. А внешняя оценка — исчерпыва ющий мотив всех внутренних порывов князя. Неожиданный для его окру жения уход от мирской жизни на самом деле спровоцирован этим же окру жением. Своим поступком Касатский демонстрирует нежелание подчиниться внешнему миру, который диктует свои условия. Формально он прерывает с ним диалог, разрывает связи с этим миром, которые удерживали его в со стоянии унизительной зависимости, ограничивали его суверенность. Но раз рыв этот носит лишь формальный, демонстративный характер. Всего в не скольких сценах Толстому удается раскрыть фактические связи героя с миром, его сосредоточенность на мирских ценностях, его напряженный всепогло щающий диалог с миром. При этом автор остается верен «диалектике души», наиболее адекватно отражающей «перетекания» внешних побудительных мотивов во внутренние движения и решения. Отец Сергий (в миру Степан Касатский) направляет усилия на то, чтобы вырвать себя из мирских связей. Но эпизод с генералом еще раз убеждает в том, что связи эти не прерваны, они волнуют и ежечасно зани мают его внутреннюю жизнь, он не может освободиться от них. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=