ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

тельное разрешение и смысл. Это равенство внутреннего и внешнего, их взаимосвязанность чрезвычайно важно подчеркнуть именно сейчас, преж­ де, чем мы перейдем к его «Отцу Сергию». Эта повесть интересна тем, что писатель опирается на «диалектику души» в первой части, что позволяет ему без всяких ограничений вводить читателя во внутренний мир героя и представлять его подробно, «рас­ щеплять» и «разглядывать». В основе изображения центрального персо­ нажа лежит уже хорошо известный толстовскому читателю принцип со­ поставления того, что являет собой герой в своих переживаниях, и того, чем он хочет казаться окружающим. Совершенно естественно в повести актуализируется проблема человеческого честолюбия, которую Толстой обозначил в письме В. Г. Черткову. Главное здесь, по мысли автора, изоб­ ражение борьбы «с славой людской» [5]. История князя Степана Касатского до ухода в монастырь в изображе­ нии Толстого — это история, обнажающая самолюбие молодого человека, его настойчивое желание во всех делах «достигать совершенства и успеха, вызывающего похвалы и удивление людей» (31, 7). Он привык быть пер­ вым, подчинять свою жизнь той или иной зримой, внешней цели. Поэтому к неожиданному крушению всех его планов приводит осознание того, что кто-то пытается управлять его жизнью, что в действительности он лишь игрушка в руках других. Сильнее всего героя потрясает то, что почти все в городе знают о связи императора с Мери. А внешняя оценка — исчерпыва­ ющий мотив всех внутренних порывов князя. Неожиданный для его окру­ жения уход от мирской жизни на самом деле спровоцирован этим же окру­ жением. Своим поступком Касатский демонстрирует нежелание подчиниться внешнему миру, который диктует свои условия. Формально он прерывает с ним диалог, разрывает связи с этим миром, которые удерживали его в со­ стоянии унизительной зависимости, ограничивали его суверенность. Но раз­ рыв этот носит лишь формальный, демонстративный характер. Всего в не­ скольких сценах Толстому удается раскрыть фактические связи героя с миром, его сосредоточенность на мирских ценностях, его напряженный всепогло­ щающий диалог с миром. При этом автор остается верен «диалектике души», наиболее адекватно отражающей «перетекания» внешних побудительных мотивов во внутренние движения и решения. Отец Сергий (в миру Степан Касатский) направляет усилия на то, чтобы вырвать себя из мирских связей. Но эпизод с генералом еще раз убеждает в том, что связи эти не прерваны, они волнуют и ежечасно зани­ мают его внутреннюю жизнь, он не может освободиться от них. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 170

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=