ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н.Толсшого и11'' ”— пьесе «И свет во тьме светит» писателем сделана попытка в драматичес­ ком роде выразить свои убеждения относительно института государства. « [Жандармский офицер! ( к Борису-). Но все-таки вы признаете себя принадлежащим к какому-либо государству, сословию? Борис. Нет, не признаю. Признаю себя человеком, рабом Божьим. Жандармский офицер. Почему же вы не признаете себя членом русского государства? Борис. Потому что не признаю никаких государств» (31, 163). По Толстому, именно государство и культивируемый им патрио­ тизм наносит самый большой вред человечеству. В «Конце века» он заявляет: «Были и жестокие и губительные суеверия, людские жертвы, костры за колдовство, войны за веру, пытки... Но ведь люди освободи­ лись от этих суеверий. Суеверие же государства, отечества, как чего-то священного, продолжает властвовать над людьми, и суеверию этому приносятся едва ли не самые жестокие и губительные жертвы, чем всем прежним» (36, 256 ). В письме к поляку М. Э. Здзеховскому от 10 сентября 1895 г. Толстой дает свое определение «суеверия отечества»: «Под патриотиз­ мом разумеется обыкновенно предпочтительная пред другими народами любовь к своему народу, точно так же как под эгоизмом разумеется предпочтительная любовь перед другими людьми к одной своей личнос­ ти» (68, 166). И в конце письма отмечает, что мало этого, так это чувство предпочтения одного народа перед всеми другими культивирует­ ся как хорошее и полезное, что никак не соответствует духу христиан­ ства. Л. Толстой искренне удивляется, почему бесцеремонно хвалить себя перед другими людьми считается чем-то смешным и постыдным, а хва­ лить свой народ так не считается. Патриотизм в публицистике Толстого рассматривается в самых раз­ ных аспектах. В статье «К итальянцам» говорится об «обмане патрио­ тизма», когда «людей с детства уверяют, что самая лучшая, самая высо­ кая, самая благородная, даже самая могущественная нация — это итальянская, французская, германская, австрийская, английская, русская. Обман этот до такой степени глуп, когда взглянешь одновременно на проповедь восхваления превыше всех других народов двух или несколь­ ких народов, то можно удивляться, каким образом люди попадаются на него» (31, 196). Парадоксально, но ненависть одного народа к другому: « ...считается добродетелью патриотизма» — пишет Толстой в статье «За­ кон насилия и закон

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=