ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Л. H. Толстой и русская культура |пг= — 1 Л. Н. Толстой обращается к этому сюжету во время известного своего кризиса 80—90-х годов, когда произошел перелом в мировоззре нии писателя, разрыв, как чаще всего формулируется исследователями, со всеми привычными взглядами дворянской среды и переходом на по зиции патриархального крестьянства. В аналитическом плане примени тельно к данному периоду жизни Толстого повесть «Отец Сергий» чаще всего проходила в перечислении в обзорах наследия писателя 80—90-х годов и практически никогда не становилась предметом специального, обстоятельного анализа. В творческой эволюции писателя Б. Эйхенбаум обратил внимание на то, что в период так называемого кризиса для Толстого « “диалектика души” потеряла свою прежнюю ценность» [3]. Потеря актуальности того художественного открытия, которое во многом «сделало» Л. Н. Тол стого как писателя необычного, самобытного, представляется в высшей степени любопытным фактом, если он действительно является таковым. С этого открытия и начинается художественное творчество Толстого. «Диалектика души» отличает его уже самые ранние творения. Как точно заметил А. В. Чичерин в своих комментариях по поюду раннего чернового наброска писателя «История вчерашнего дня», «расщеп ление и разглядывание внутренних и внешних (в их отношении ко внутрен ним) движений, поминутная нравственная самопроверка..» [4] — вот что представил своему читателю начинающий литератор. Эта исследовательская оценка удивительно верна относительно худо жественной установки писателя. Но небольшое уточнение все-таки хоте лось бы внести. Оно относится не только к позиции Чичерина, поскольку последний всего лишь высказывает наиболее распространенные в литерату роведении убеждения. Речь идет об абсолютно приоритетном в толстовских установках интересе к внутренним движениям, по отношению к которым, по определению Чичерина, рассматриваются все внешние дви жения. Однако было бы несправедливым не отметить то, что в толстовском мире в одинаковой мере все внутренние движения рождаются исключи тельно в их отношении к движениям внешним Для раннего Толстого герой предстает не только тем, что он являет собой внутри себя, но и тем, каким 0н видит себя в мире внешнем, как его видят окружающие и каким он хотел бы предстать перед этими окружающими. Здесь нет ни одного внутреннего движения, удовлетворенного (или самодостаточного) в сво ем внутреннем проявлении. Всякое внутреннее движение не просто со- °тнесено с внешним миром — оно именно в нем получает свое оконча- 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=