ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Рассказ «Глупыши» находится в некоем контрастном соотношении с «Первым горем»: здесь нет ни тени социального конфликта, отноше­ ния детей и матери выглядят скорее гармоничными, нежели противоре­ чивыми, хотя основу сюжета составляют страдания маленького гимнази­ ста Андрика. Он накануне Рождества скрыл от мамы «сведения» из гимназии, т. е. запись о его дурном поведении: «Мазал мелом ладони и вытирал их о спины товарищей. Окунул в чернильницу нос Сме­ шил класс во время урока немецкого языка». Ужасные поступки! Этот рас­ сказ несет на себе печать несомненной автобиографичности: игры и шалости детей «позаимствованы» из арсенала собственных детей Лидии Алексеевны и переданы здесь с любовью и мяп<им юмором — те же наивные забавы ее Левы, Лоди и Нины она вспоминает в своих позднейших воспоминаниях и дневниках, например страшные «болтушки», которые придумывал ее вто­ рой сын, Лодя, пугая ими маленькую сестренку. В рассказе рисуется невероятный «хаос и шум», который устроили малыши в детской, воспользовавшись тем, что мама ушла по делам из дому, а няня пила чай на кухне с монашкой. Старший мальчик, Андрик, то преда­ ется угрызениям совести и томится страхом будущего наказания, то неволь­ но включается в игры расшалившихся малышей. Общий тон рассказа, не­ смотря на его явную лиричность, кажется очень толстовским. — прежде всего потому, что здесь не только переданы душевные переживания мальчи­ ка, напоминающего Николеньку Иртеньева, но и ставятся проблемы воспи­ тания, которые даются сквозь призму сознания ребенка Андрик, столкнувшийся с непростой для себя ситуацией, недоуме­ вает: оказывается, одни и те же поступки могут быть истолкованы по- разному. Одна точка зрения — «искренняя, справедливая и, следователь­ но, настоящая, а другая — условная, педагогическая и, следовательно, возмутительная. Пока он не поступал в гимназию, у мамы была только настоящая" точка зрения и все шло прекрасно. Теперь она часто огорча­ ется тем, что, по его мнению, не стоит огорчения, или сердится тогда, к°гда, он знает, не стоило бы сердиться» [44]. Впервые Андрик почувствовал «какое-то тяжелое недоумение», когда Мама сказала ему: «Ты меня не любишь, ты мучишь меня, Андрик. Ты бессердечный, жестокий мальчик». Ребенку хочется понять причину та- Кого серьезного упрека: «Неужели мама так думала или неркели она при­ творялась< Из-за такой пустяковины, как какая-то растрепанная ворона! РавАа, он шалун и все говорят, что в 12 лет можно было бы быть постепен- Нее- Но ведь если бы мама знала, как у него мучительно и скверно на душе, ______________________ Л. Н. Толстой и русская культура - 163

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=