ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Игната и Матрену. Отец объясняет, что каждый, и урядник, и судьи, и няня, просто делают свое дело. Взрослое сознание без труда вмещает неприятную ситуацию, но душа мальчика бунтует, не желает мириться с тем, что его друга — доброго работящего человека — забирают в тюрьму. В своем горе он одинок, и на его внутренний вопрос: «Всякий делает свое дело... Как же вышло такое нехорошее, злое дело?» — нет ответа. Понятно, чем привлек Толстого этот рассказ: «чистота нравствен ного чувства» ребенка еще более оттеняет уродливость социальных уста новлений и неспособность взрослых противостоять злу и насилию. Вос питание родителей сводится или к сюсюканью матери, считающей себя нездоровой и проводящей все время в спальне, над «своим мальчиком»: «Худой ты у меня! Бледненький!» — или к строгим замечаниям за обедом вечно занятого отца. Социальный конфликт выявляет конфликт семей ный — и неразрешимость первого ложится темной тенью на семейные отношения. Но в сюжете рассказа есть момент, который можно расце нить как намек на путь дальнейшего развития Гриши, становления его личности и духовное мужание — в этом и только в этом усматривается положительная перспектива: «Тогда Гриша направился к Игнату. Он протянул руку. Игнат взял ее и вдруг наклонился к самому лицу ребенка. — Польку... будешь жалеть? — спросил он. — Буду! — серьезно и торжественно ответил Гриша и смелым блестящим взором взглянул в печальные глаза своего друга. Игнат провел рукой по голове мальчика, истово перекрестился на образ и направил ся к двери» [42]. Читатель чувствует, что тяжелый нравственный урок не сломает Гришу. Он выполнит обещанное Игнату: будет заботиться о его малень кой дочке Польке и в дальнейшем не станет на путь насилия. В мальчике чувствуется пробудившееся самосознание и воля к тому, что бы понять происходящее: не случайно «упорный взгляд сына» так «раз дражает» и «стесняет» отца, предпочитающего, чтобы ребенок просто принял существующую систему законов и общественных связей. Челове ком, который способствовал нравственному взрослению Гриши, стал не °бразованный отец, а простой мужик, который всего лишь разговаривал с мальчиком о лошадях, иногда сетовал на судьбу, иногда любовно под шучивал над своим маленьким барином. И это тоже один из уроков Рассказа. Сдержанно и при этом безошибочно точно Авилова показыва- ет, что именно народ, при всех его слабостях, становится главным учите- ______________________ Л. Н. Толстой и русская культура i k d l k , 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=