ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

можно было встретить в святоотеческих трудах.) К произведениям с нали­ чием буддийских мотивов принято относить такие, как «Голова и Хвост змеи», «Еж наследства», «Обезьяна и горох» и др. Нынешний Далай-лама основополагающим законом буддизма называет «...закон взаимообусловлен­ ности, или закон причины и следствия. Он прост и утверждает, что все переживаемое индивидуумом происходит благодаря его действиям, обуслов­ ленным побркдением. Таким образом, побуждение есть корень и действия переживаемого» [5]. Причина порождает следствие и, в свою очередь, ста­ новится причиной следующего следствия. Сюжет толстовского «Фальшивого купона» построен на использовании именно этого принципа Острый интерес вызывало у Толстого и другое восточное учение — конфуцианство, которому посвящено было несколько статей под общим названием «Китайская мудрость». Знаменательно, что лучшие черты ки­ тайского национального характера Толстой также напрямую связывает с особенностями веры. Китайцы, по Толстому, не только самый старый и самый большой народ на свете, но и самый мирный народ на свете, они хлебопашцы, не любят воевать и человека, говорящего, что он умеет хорошо воевать, называют большим преступником. Ни один народ в мире не выдержит в работе против китайца. Если на одной десятине прокормится один русский, два немца, то китайцев прокормится десять человек. «Китайцы зла не делают, ни с кем не воюют и больше дают и меньше берут. Стало, они лучше. А если лучше, надо узнать, в чем их вера» (25, 532) (выделено мною,— И. Ю.). И далее Толстой излагает основы их веры и основные положения конфуцианства. В «Китайскую мудрость» входит и краткое переложение Толстым «Книги пути и исти­ ны, написанной китайским мудрецом Лао Цзы», в которой писателя привлекает дорогая для него идея тотального самоусовершенствования. Е. И. Рачин в своей работе «Истоки и эволюция мировоззрения Тол­ стого» обращает внимание на то, что еще больший интерес, нежели даже конфуцианство, вызывало у Л. Толстого учение о всеобщей люб­ ви другого китайского философа Мо Ди. «Суть взглядов Мо Ди состо­ яла в следующем. Людям нужно понять причины своих бед, причины вражды и хаоса в обществе. Мо Ди видел их в разрозненности дей­ ствий людей, в чрезмерном эгоизме. Главное действие в преодолении этого — стремление ко всеобщему единению, в основе которого ле­ жит чувство любви» [6]. Очевидно, Толстого в буддизме, конфуциан­ стве, учении Мо Ди, учении Лао Цзы привлекали прежде всего такие идеи, как необходимость единения, человеколюбие и любовь ко всему ______________ Художественный мир А. Н. Толстого 15

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=