ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

в большой семье старшей девушке всегда найдется достаточно много дела и что поэтому искать другого мне не надо; он перечислил мне все, что я могла и должна была делать, и тогда я встала и ушла» [4]. Авилова со смущением вспоминала этот визит и «в конце концов “рассердилась” на Льва Николаевича»: он «определил мне мое место в жизни, не счита­ ясь с моими вкусами и желаниями. Мое недовольство собой перешло в недовольство за его совет» [5]., Впрочем, на этом общение семьи Страховых со знаменитым хамов- ническим соседом не прервалось. Посетила Толстого и мать Лидии — в связи с тем, что ее старший сын Федор под влиянием идей Толстого бросил университет. Не сумев высказать Льву Николаевичу всего, что хоте­ ла, мать вернулась очень смущенной и рассказала дочери, что Толстой ее понял. «Какой же это человек?— сказала она и сжала руки, и слезы потек­ ли по щекам.— Я пришла жаловаться ему на него же самого, я пришла упрекать и возмущаться...< ...> Ничего так не вышло, как я думала! Вооб­ рази, он сам ужасно огорчился, чуть не плакал со мной. Все головой качал: “Ах! Ах!” Я ему даже заметила: “ Почему же вы-то, Лев Николаевич, огор­ чаетесь? Ведь вы этому учили! Вы этого хотели!” И вот я не могу привести тебе его слова, а я так поняла, что он так огорчен потому, что боится, что у Феди это только порыв или каприз. Внешнее, а не внутреннее побужде­ ние. Тогда для него это только вред, а для других это может быть освобож­ дением, ключом к новой жизни» [6]. Толстой пообещал зайти к ним и поговорить с Федей и через некоторое время действительно пришел, познакомился с Федором . и убедился, что юноша принадлежит к его искренним последовате­ лям. «Так вошел в наш дом Лев Николаевич. И часто потом приходил он, гуляя, без всякой цели, посидеть с нами весной на крыльце, отды­ хая, по пути домой. Иногда приводил он своего маленького сынишку, который вскоре умер» [7]. Оценивая роль, которую Толстой сыграл в судьбе Ф. А. Страхова, Авилова пишет, что Лев Николаевич выполнял в то время «тонкую и сложную работу: наблюдал, изучал, проверял. Он хотел увериться, на какую почву упало его зерно. И мать уже не мучилась; она спокойно и доверчиво ждала. Она передала своего первенца в верные руки. В ней уже назрела уверенность, что Лев Николаевич не искалечит жизнь ее сына, а расширит и осветит ее новым светом.. И учитель не оставил своего ученика: брат мой Федор никогда больше не отдалялся от Льва Николаевича, который всегда дружески относился к нему. И я верю, что ____________________ Л. Н.Толстойирускаякультура ' 3 k d t k - 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=