ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
что или под предлогом защиты своих, тогда как нападение всегда вызва но обидами сильного соседа, под предлогом внесения цивилизации в нра вы дикого народа, тогда как дикий народ этот живет несравненно более мирно и добро, чем его цивилизаторы, или еще под всякими другими предлогами, слуги больших военных государств совершают всякого рода злодейства над мелкими народами, утверждая, что иначе и нельзя обра щаться с ними» (35, 456). В соответствии со своими убеждениями Л. Толстой не поддерживал и борьбы за независимость: «Шамиль, когда-то силач, джигит, окрркенный ореолом религиозного величия, жил в Веденях. Только изредка показывая народу свою высокую величественную фигуру, решал судьбу всего подчи ненного его народа, разорял, вырывал глаза, казнил иногда целые семьи, целые аулы, изменявшие газавату...» (35, 458). Как видим, вся поэзия освободительного движения сходит на нет, когда ради этой идеи прихо дится истреблять целые аулы. Однако и от этого мотива писатель освобож дается. Но все же столь дорогие в эти годы художнику идеи проявляют себя и в окончательном варианте повести. Хаджи-Мурат отворачивается от русских первый раз потому, что они совращают его названного брата Умма- Хана: поят вином, водят в дурные места, учат играть в карты и обыгрыва ют его до последней копейки. Как видно, Хаджи-Мурат здесь отрицает то, что отрицает сам писатель. Несколько парадоксально в повести присут ствуют и пацифистские настроения позднего Толстого. Так, скука, испы тываемая Авдеевым, вино, частые курения, частый пересказ одного и того же — это, по мнению автора, пожалуй, неосознанное самим солдатом положение, когда он, сугубо мирской, добрый, невоинственный и не воен ный по своей природе человек, поставлен в такую ситуацию, когда должен убивать других людей. Все это дано в контексте духовных исканий писате ля, свойственных ему в этот период. Но как можно объяснить то, что содержание повести идет вразрез с идеей непротивления? В повести «Хаджи-Мурат» Л. Толстой продолжает разрабатывать свою излюбленную тему — противостояние цивилизации и природы. Эта тема, берущая свое начало с самых ранних вещей писателя и особенно эксплициро- ванно выраженная в «Люцерне», «Казаках», «Воскресении», находит свое Дальнейшее развитие и в «Хаджи-Мурате». Поэтому вопрос об исторической справедливости или несправедливости завоевания Кавказа, вопрос об обо снованности или необоснованности сопротивления горцев, вопрос о том, прими тивный убийца или легендарный герой Хаджи-Мурат, не стоит. Он перемещен Художественный мир Л. Н. Толстого 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=