ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 И. Ш. Юнусов Бирск О МОТИВАХ ТОЛСТОВСТВА В «ХАДЖИ-МУРАТЕ» Не раз отмечалось, что «Хаджи-Мурат» резко диссонирует с толсто­ вским мировоззрением этих лет, и справедливо указывалось, что в пове­ сти налицо явное противоречие с основным тезисом учения — «непро­ тивление злу насилием» [1]. Действительно, это так. Но ясно и другое. Во-первых, указанное противоречие художником как-то должно было разрешаться, во-вторых, толстовство не могло никак не сказаться в пове­ сти, пусть и имплицированно. Особенно зримо оно проявлялось в от­ дельных вариантах черновиков «Хаджи-Мурата». Весьма характерен в этом смысле следующий фрагмент: «Хаджи-Мурат с умилением вспо­ минал теперь это время и те чувства, которые были в нем. Да, он хотел быть истинным мюридом. Мюрид, сказано было, должен отказаться от своих желаний, кроме Бога; забыть ту часть, которая принадлежит ему: сделать как будто он не существует. Должен отказаться от всего, что соблазняет человека на свете, так чтобы целый свет равнялся для него крылу комара; должен раскаяться во всех грехах, помириться со всеми, И все это тогда испытывал Хаджи-Мурат. Он ходил просить прощения у старика, Джимала, над которым все смеялись в ауле; подарил своему врагу кинжал в серебре и черкеску и оставил себе только ружье, шашку и пистолет, подаренные дедом» [2]. Эти толстовско-оленинские мотивы, конечно, чужды человеку природы, каким рисуется Хаджи-Мурат в канони­ ческом варианте. Не вошли в окончательную редакцию и строки, осуждаю­ щие колониальную политику больших государств, словно перенесенные из публицистики Л. Толстого: «Происходило то, что происходит везде, где госу­ дарство с большой военной силой вступает в общение с первобытными, живущими своей отдельной жизнью, мелкими народами. Происходило то, 142

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=