ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого -J ± ' В « Хаджи-Мурате» в полной мере воплощен принцип «сочинитель­ ства», сформулированный Толстым следующим образом: «Лучшая работа писания та, чтобы человеку писать для того, чтобы себе уяснить вопрос и, уясняя его, уясняется другой». Повествование, формально рассказыва­ ющее о перипетиях частной жизни, превращается в историческое, в яр­ кой художественной форме отразившее ситуацию в России (и на Кавка­ зе) в середине XIX в. Нравственная истина, по Толстому,— инструмент, с помощью ко­ торого человек решает, «как относиться к обществу людей, среди кото­ рых живешь, как кормиться, как жениться, как воспитывать детей, как молиться, как учиться и многое другое». «Хаджи-Мурат» — из категории художественных произведений, которые помогают приблизиться к по­ знанию этой истины. В повести диалектика художественного повествова­ ния позволила Толстому охватить как «мелкое», «незначительное» (чему посвящена, например, повесть Ж. Перека «Вещи»), так и значительней­ шие стороны жизни. Актуальность «Хаджи-Мурата» —в «воспитании чувств». Может бьггь, прочитавший эту повесть скажет, как и Толстой: «Не переставая стыдно за свою жизнь». 141

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=