ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

люди в такие переходные времена часто живут особенно неразумной, мучительной, бурной жизнью, так это бывает в целых обществах людей, когда формы их жизни не отвечают уже их сознанию». Мировоззренческий пафос «Хаджи-Мурата» — характеристика войны как уродливейшей формы жизни, когда так называемая «историческая не­ обходимость» уничтожает личность. Толстой: «Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». Кавказская тема («кавказский рассказ»), намеченная в «Набеге», «Рубке леса», «Казаках», приобрела в «Хаджи-Мурате» абсолютно личност­ ный характер (Толстой: «...Хаджи-Мурат — мое личное увлечение»), Хад­ жи-Мурат («красивый и цельный тип настоящего горца» ) —убедительное противопоставление герою-дворянину. Духовно-этическое содержание ге­ роя повести включает в себя и его «дикость», и расчетливую хитрость, и верную дрркбу, и преданность семье. Лейтмотивная черта Хаджи-Мура­ та обозначена через образ-метафору «репья». Толстой: «...И вот на краю пыльной серой дороги куст татарина (репья), три отростка: один сломан и белый, загрязненный цветок висит; другой сломан и забрызган грязью, черный, стебель надломлен и загрязнен; третий отросток торчит вбок, тоже черный от пыли, но все еще жив, и в середине краснеется...» Толстой-идеолог, Толстой-художник оценивает Хаджи-Мурата прежде всего как человека и в последнюю очередь как историческую персона­ лию. Традиция западно-европейского романа эпохи Просвещения (Фил- динг, Ричардсон, Голдсмит, Руссо, Дидро, Вольтер) воспринята Толстым сквозь призму его «творческой диалектики»: не исторические, но мо- рально-психологические факторы являются для русского классика опре­ деляющими критериями в контексте «представления» героя. Тема Хаджи-Мурата «высвечивает» другие персонажи повести. Шамиль, борющийся против крупных латифундистов, адата, кровной мести, пытавшийся создать централизованное государство с целью «за­ щититься» от проникновения идеологии самодержавия, воспринимает­ ся как «положительный» герой. Николай I (в послужном списке кото­ рого — казнь и ссылка декабристов, образование III Отделения, политические репрессии по отношению к Польше) — как «отрицатель­ ный». Фабульная (и философская) ситуация «Хаджи-Мурата» в кон­ цептуальном плане «проявила» восприятие Толстым современного мира с учетом всех его противоречий. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 140

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=