ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

что есть Бог, начало мира, со мной согласятся все; и это признание Бога соединяет нас; но если я скажу, что есть Бог Брама, или еврейский, или троица, то такое божество разъединит» ( 3 1 ,1 3 1 ) [2]. Ясно, что в конфессиональных различиях, в отсутствии единого ве­ роисповедания Л. Толстой видел одну из причин множества конфликтов, войн, человеческих страданий. И потому пытливый взгляд писателя стре­ мится обнаружить общие духовные и вместе с тем рациональные начала в ведущих религиях мира. Особый интерес он испытывает к религиям Востока, и прежде всего к буддизму. Н. Бердяев в известной статье «Ветхий и Новый Завет в религиоз­ ном сознании Л. Толстого», указав на известное противоречие в том, что Л. Толстой, «...русский до мозга костей, с национальным мужицко-барс- ким лицом... проповедовал чуждую русскому народу англосаксонскую религию», чуть ниже обращает внимание и на противоположную тен­ денцию философско-религиозных исканий писателя: «Л. Толстой после­ довательно исповедует религию закона, религию ветхозаветную. Религия благодати, религия новозаветная ему чужда и неизвестна. Уж скорее Толстой буддист, чем христианин» [3]. Эту же раздвоенность философ­ ско-религиозных исканий позднего Толстого констатирует и М. М. Бах­ тин. Он считает, что восточное влияние на взгляды художника оказыва­ ется в конечном счете сильнее: «В религиозном мировоззрении Толстого нужно учитывать борьбу двух начал. Одно начало по своему идеологичес­ кому содержанию и по своей классовой природе близко к европейскому, протестантскому (кальвинистическому) сектантству, второе — различ­ ным буддийским сектам с их бродяжничеством, с их враждой ко всякой собственности и ко всякой внешней деятельности. Если первое роднит Толстого с крепким крестьянином-домостроителем в Европе и особенно с фермером-колонизатором в Америке, то второе начало роднит его с Китаем и Индией. Оба эти начала борются в мировоззрении Толстого, но побеждает последнее, восточное, бездомное...» [4]. Буддизм привле­ кал внимание Толстого многими своими аспектами. В «Круге чтения» в легенде «Будда», говорится о том, что Будде после напряженных иска­ ний открылись истины, которые должны были спасти человека от страданий, старости и смерти. Для того чтобы избавиться от страда­ ний, необходимо освободиться от страстей. А освободиться от страстей можно только пробудив сердце, очистив мысли, избавившись от недо­ брожелательства и раздражительности и пробудив в себе любовь не толь­ ко к людям, но и ко всему живому (41, 99). (В принципе, эти же мысли XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=