ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный мир Л. Н. Толстого В. С. Камышев Тупа ЧЕЛОВЕК И МИР В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ХАДЖИ-МУРАТ» Толстой оценивает исторические события не сами по себе, а че­ рез их преломление в судьбах отдельных людей — Хаджи-Мурата, его семьи, нукеров. Писателя влекут новые ситуации, новые герои (в сравнении, напри­ мер, с романом «Воскресение» ). Уходя от второстепенных «художествен­ ных глупостей», Толстой размышляет над самым главным: как жить, во что верить (Толстой: «Мне в руки дан рупор, и я обязан владеть им, пользоваться им. Что-то напрашивается, не знаю, удастся ли. Напраши­ вается то, чтобы писать вне всякой формы: не как статьи, рассркдения и не как художественное, а высказывать, выливать, как можешь, то, что сильно чувствуешь»). Работая над «Хаджи-Муратом», Толстой изучает документы по Кав­ казской войне, мемуарную литературу, этнографические сборники. В итоге сцены, эпизоды, «факты войны» в повести не только исторически реаль­ ны, но исторически подтверждены. Толстой: «Все — личности, семья, общество, все изменяется, тает и переформировывается, как облака. И не успеешь привыкнуть к одному состоянию общества, как рке его нет и оно перешло в другое». Клише «конец века» Толстой понимает не как просто и только временной ру­ беж, но как обозначение «переходного времени», когда уходит в исто­ рию одна идеология и проявляется принципиально другая. В «Хаджи-Мурате» — столкновение «естественного человека» (глав­ ного героя) с цивилизацией, с системой общественных институтов, зако­ нов, направленных против прав человека. Толстой: «И как отдельные 139

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=