ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

направленным на него. Вот кто подлинный враг, по мысли Толстого, и не только для его героя, но и для человека любой национальности, и для целых народов, и для современной «разумной» цивилизации в целом. Примечательно и другое: повествователь порой нарочито забывает о су­ ществовании и воинских званий, и национальностей, и далее фамилий, зато использует обращение «люди» и «человек». И если в 1850—60-е годы. Толстой идею преображения мира не в последнюю очередь связывал с преобразованиями государственного строя России, то теперь она в его сознании полностью освобождается от государственного наполнения и становится исключительно религиоз­ но-нравственной категорией. Поздний Толстой верил в возможность духовного воскресения человека, отсюда название его последнего романа и главенствующее место ситуации духовного прозрения во всех произве­ дениях послепереломного периода. Аналогичное место эта ситуация занимает и в композиции сюжета «Хаджи-Мурата», именно к ней стягива­ ются все смысловые узлы произведения. Хаджи-Мурата и Авдеева Толстой проводит через крещение смертью, Марью Дмитриевну и Бутлера заставля­ ет задуматься над происходящим в результате внутреннего потрясения. Пусть в разной степени, пусть на мгновение, но каждый из них смог понять бес­ смысленность и зло братоубийственной войны. В повести «Хаджи-Мурат» сконцентрированы трагические предви­ дения художника. Толстой предчувствовал разломы и катаклизмы рус­ ской и мировой истории XX в. Ясновидение гения открывало перед ним масштаб и бездну надвигающихся потрясений и бед. И все же, несмотря ни на что, сознание Толстого не было апокалипсично. Он свято верил в торжество жизни над смертью, в победу добра над злом, поэтому свое художественное завещание он заканчивает жизнеутверждающим симво­ лом — «соловьиным пением». Многие исследователи этот символ воспринимают как отказ писа­ теля от своих религиозно-философских идей и возврат к стихийно-орга­ ническому пониманию жизни, которое характерно для толстовских про­ и зведений 1 8 5 0—60 -х годов. Однако оп тим и зм художника в «Хаджи-Мурате», хотя в нем есть элементы рационализма, все-таки имеет религиозную основу. На протяжении всей повести Толстой с по­ мощью художественных средств доказывает, что для его героев — рус­ ских и горцев — более естествен в общении закон дружелюбия. Писатель был уверен, что в основных жизненных вопросах люди разных нацио­ нальностей и вероисповедений едины и нет непреодолимых преград ____________________Художественный мир А. Н. Толстого 137

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=