ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

отчитывая Воронцова-еына за самоуправство, заявляет: «...все переговоры с неприятелем должны быть ведены через меня» (35, 33). В повести «Хаджи-Мурат» повествователь никогда не обращается к людям, воюющим против горцев, по национальности — русские, а чаще всего использует воинские звания. Тем самым художник через повествовате­ ля, кругозор которого максимально приближен к авторскому, стремится подчеркнуть, что воюют не русские, в смысле нации, а призванные властью царя на службу из русских крестьян — солдаты, казаки, милиционеры — и зачисленные в армию из высших сословий русского общества — офицеры: капитаны, майоры, генералы. Присутствует здесь, как и в ранних рассказах, обращение к русским военным по фамилии. По национальности обращение к русским в повести характерно толь* ко для горцев, оно употребляется или в прямой речи, или через повествова­ теля, когда он пересказывает мысли и чувства горцев. Например, Хаджи- Мурат: «надо послать к русским человека» (35, 9); Шамиль: «я с Кораном и шашкою приду к вам и поведу вас против русских» (35, 89); повествова­ тель: «О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытыва­ ли все чеченцы от ллала до велика, было сильнее ненависти» (35, 81). Из приведенных примеров следует, что для горцев в повести значим сам факт злодеяния и то, представитель какой национальности его совершил, тогда как художник через повествователя хочет провести грань между рус­ ской нацией и армией, выполняющей приказ правительства. Кавказцев, в отличие от русских, повествователь часто называет по национальности — горцы, чеченцы, так как художник желает представить их в повести прежде всего как жителей той местности, куда пришла война. В обращении к ним так же, как и в обращении к русским военным, исполь­ зуются их звания: мюршид, мюрид, нукера, а также фамилии. Чрезвычайно значимо, что в повести «Хаджи-Мурат» появляются два новых обращения — «неверные» и «враги», которых нет в ранних рассказах писателя. «Неверными» русских называет в повести только Шамиль в своем «провозглашении к горскому народу», желая использо­ вать религиозные разночтения двух вероисповеданий в пользу своей вла­ сти. Слово же «враги» употребляется четырежды только в заключитель­ ной сцене повести, и через него повествователь передает отношение Хаджи-Мурата и его мюридов к окрркившим их людям — русским и горцам. Важно отметить, что в роковой момент гибели главного героя врагом для него является не человек определенной национальности, будь то русский или горец, а человек с пистолетом, ружьем и кинжалом, XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 136

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=