ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

аула после его варварского разорения русской армией: «О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадли­ вость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ, что жела­ ние истребления их как желание истребления крыс, ядовитых пауков и волков, было таким же естественным чувством, как чувство самосохра­ нения» (35, 81). Если внимательно прочесть эти гневные строки и осознать их значе­ ние в событийном и композиционном ряду повести, то становится совершенно ясно, что через эти слова повествователя художник желал прежде всего подвести итог политики Николая I на Кавказе и обнажить- ту стихию вражды, которую раскрутил русский царь, состязаясь с Шами­ лем за власть над горскими народами. Главное, в чем смогла «просве­ тить» по воле государя императора русская армия «нецивилизованные» народы, так это в том, что воспитала в них безмерное чувство «отвраще­ ния и презрения к русским» (35, 81). Чувство ненависти ко всему русскому — царю, народу, религии, а не какое-то особое уважение к Шамилю, заставляет горцев поддерживать его власть. «Старики помолились,— пишет в заключении этой главы автор,— и единогласно решили послать к Шамилю послов, прося его о помощи, и тотчас же принялись за восстановление нарушенного» (35, 81). Тогда как до набега жители этого аула не очень усердно стре­ мились выполнять приказы имама, они только сделали вид, что хотели задержать и выдать ему Хаджи-Мурата. Среди горцев в повести только один Гамзало почитает Шамиля. Его похвалы имаму Хан-Магола так передает Лорис-Меликову: «...большой человек и ученый и святой и джигит» (35, 53). Но это не помешало самому Гамзало по непонятным причинам уйти от Шамиля и служить Хаджи-Мурату, главному врагу имама, над чем и посмеиваются товари­ щи Гамзало. Из всех горцев в повести слркить Шамилю искренне желает один сын Хаджи-Мурата, Юсуф, и то для того, чтобы вести престижную и красивую жизнь мюрида имама. Таким образом, сами горцы не испы­ тывают особых чувств ни к своему властителю, ни к административным институтам, как и русские герои повести. Что касается свободы и независимости горских народов от русского самодержавия, то вся поэтика повести, по воле автора-творца, призвана доказать противоестественность и пагубность для горцев признания XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 134

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=