ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

соседа, или под предлогом внесения цивилизации в нравы дикого народа, тогда как дикий народ этот живет несравненно более мирно и добро, чем его цивилизаторы, или еще под всякими другими предлогами, слуги больших военных государств совершают всякого рода злодейства над мелкими наро­ дами, утверждая, что иначе и нельзя обращаться с ними. Так это было и на Кавказе. ...Для того чтобы отличиться или забрать добычу, русские военные начальники вторгались в мирные земли, разоряли аулы их, убивали согни людей, насиловали женщин, угоняли тысячи голов скота и потом обвиняли горцев за их нападения на русские владения. < ...> Но мало того, что считались полезными и законными всякого рода злодейства, столь же полезными и законными считались всякого рода коварства, подлости шпионства, умышленное поселение раздора между кавказскими ханами. Русские начальники не только говорили, но и дума­ ли, что они этим способом умиротворят край. А в действительности же такой образ действий заставлял горцев все больше и больше сплачиваться между собой и подчиняться отдельным лицам, которые призывали их к защите их свободы, к отмщению за все совершаемые русскими злоде­ яния» (35, 456—457). Как видно из приведенной цитаты, сначала Толстой думал предста­ вить горские народы исключительно в качестве жертвы: в их мирную и добрую жизнь злодейства и раздор вносят только «русские военные начальники», что и заставляет их «все больше и больше сплачиваться меж­ ду собой», защищая свою свободу и независимость. В окончательном же тексте повести авторская позиция значительно сложнее. Предпринятый в данной работе текстовой анализ дает возможность утверждать, что Тол­ стой в процессе работы над повестью отказывается от одностороннего взгляда на военный конфликт на Кавказе, его отношение как к русским, так и к горцам становится лшогомерным. Свое необычайно объелшое и глубокое понимание происходящей трагедии Толстой четко упорядочи­ вает в повести, достигая высокого уровня «спрессованного» аналитизма, нашедшего отражение в художественном мышлении и стиле. Толстой-мыслитель в 1900-е годы приходит к отрицанию Кавказской войны и с национальной, и с исторической, и с экономической точек зрения как для русского, так и для горских народов. Эго однозначное и абсолютное отрицание войны находит полное подтверждение в каждой клеточке худо­ жественного полотна повести «Хаджи-Мурат». Как показывает анализ об­ разного ряда, сюжета, композиции, символики и других элементов поэтики повести, в ней нет ни одной двусмысленной или нейтральной J f e J U — XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 1 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=