ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Художественный мир Л. Н. Толстого 1 V В финале рассказа ясно прочитывается то, что идею национального братства художник подниллает до религиозного уровня, недаром он зас тавляет своего героя, видя своих, плакать и креститься, не помня себя от радости. Тем самым два обозначенных в рассказе плана: братство через единородство людей в духе и братство через кровное родство урав новешиваются. Такое решение проблемы взаимосвязи божественного, родового и национального свидетельствует о том, что в эти годы Толстой еще не выработал той жесткой шкалы ценностных представлений о мире, в которой заповедь непротивления злу насилием будет абсолютизирована и в которой уже не будет места государственному патриотизму. Таким образом, необходимо признать, что до перелома в мировоззре нии, который Толстой переживает на рубеже 70—80-х годов, его отношение к государству и такому от него производному явлению, как война, было антиномично. Писателю всегда был необыкновенно дорог христианский идеал всеобщего братства, поэтому войну он чаще всего воспринимал как «против ное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (11, 3). Но вместе с тем для него священным был и воинский долг перед Родиной, вооруженная защита ее национальных и государственных интересов. В данном случае толстовское мировосприятие во .многом созвучно право славной традиции, хотя в эти годы писатель уже не считал себя православ ным христианином. Однако художественный гений Толстого всегда был стихийно религиозен. Он, будучи глубоко укоренен в родной почве, изна чально вобрал в себя «духовные блага» христианства В середине 1890-х годов, вновь обращаясь к истории Кавказской войны, ее организаторам, непосредственным участникам и к собственным воспоминаниям молодости, Толстой совсем иначе оценивает и изображает события этой войны, ее причины и последствия. Следует отметить, что «новое» видение войны на Кавказе, запечатленное в последней редакции «Хаджи-Мурата», сложилось у художника не сразу. Толстой много лет ра ботал над повестью, и это был трудный процесс творческого поиска. Еще Девятая редакция повести сохраняет следы во многом одностороннего подхода художника к изображаемым военным событиям, но если в 1850-е годы он почти полностью разделял официальную точку зрения русской стороны, то теперь он становится на сторону горцев. «Происходило то, что происходит везде, где государство с большой военной силой вступает в общение с первобытными, живущими своей от дельнойжизнью, мелкими народами. Происходило то, что или под предлогом Защиты своих, тогда как нападение всегда вызвано обидами сильного 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=