ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

В 1850-е годы Толстой, и воин, и художник, почти полностью при­ нимает официальную точку зрения, согласно которой безопасность рубе­ жей России на юге диктует настоятельную необходимость огосударствле­ ния горских народов. Кавказские народности, раздираемые сословными, национальными и религиозными распрями, не смогли создать независи­ мое государство, и потому геополитические интересы России заставляли ее воевать, чтобы не дать возможность Турции и Англии подчинить сво­ ему влиянию эти территории Кавказа. Толстой мечтает о мирном присо­ единении кавказских земель к владениям Российской империи. Итак, служение России как государству и русскому народу как на­ ции писатель в молодости осознавал своим священным долгом. В расска­ зе «Рубка леса» Толстой впервые запечатлевает основную болезнь нацио­ нального бытия России в XIX в. и причину ее трагедии в XX в.— раскол нации. Мир солдат, который представляет в рассказе народ, и мир офи­ церов, который символизирует привилегированные классы русского об­ щества, в рассказе почти во всем противопоставлены. Думается, что прежде всего осознание этого раскола и духовной несостоятельности высших сословий заставляет Толстого во время Крымской кампании сделать не­ утешительный вывод: «...больше, чем прежде, убедился, что Россия или должна пасть или совершенно преобразоваться. Все идет навыворот... Грустное положение — и войска, и государства» (47, 31). Как видим, идея коренного преобразования жизни возникает в со­ знании Толстого почти с самого начала его творческого пути. В те годы ее стимулирует убежденность писателя в крайне неблагополучном устрой­ стве жизни русского общества, а также открытие духовных богатств души русского народа. Поэтому первоначально идея переустройства жизни имеет у Толстого не религиозную, а социально-государственную направленность и ярко выраженный национальный характер. Особый этап в осмыслении Толстым Кавказской войны связан с рас­ сказом 1872 г. «Кавказский пленник». В этом произведении, как верно указывает М. А. Козьмина, художник обозначает три разных смысловых плана в жизни людей, которые их и разъединяют, и сближают. «Первый — историко-политический», второй —«вневременной, родовой, определяемый общностью всехлюдей, их принадлежностью к единому человеческому роду», и «третий, высший план, предстает как божественная перспектива, уводя- Чая человека в область небесных высот, высот духа» [10]. Историко-политический аспект рассказа — это прежде всего воен­ ное противостояние народов. «Н а Кавказе тогда война была» (21, 305),— этой констатацией автор объясняет необычность ситуации, в которой ___________________ Художественный мир Л. Н. Толстого 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=