ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.

Художественный пир А. Н. Толстого он напишет: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. <... > Чудное время! ...Я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время» (59, 2 8 1 -2 8 2 ). Размышляя над природой стойкости русских воинов, Толстой в пер­ вом очерке из севастопольского цикла приходит к выводу: «Из-за креста, из- за названия, из угрозы не могут принять люди эти ркасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого — любовь к родине» [6]. Государственный патриотизм — это то чувство, через которое Толстой впервые осознал свою глубинную и нерас­ торжимую связь с русским народом, почувствовал силу его духа, особый возвышенный строй его души. Толстому в годину национальных испытаний как бы открылось «духовное лоно своего народа». По терминологии И. А. Ильина, произошел «акт патриотического самопознания». Философразъяс­ няет, что это такой момент, когда «настоящий патриот» «вдруг постигнет, что его личная жизнь и жизнь его родины — суть в последней глубине нечто единое и что он не может не принять судьбу своей родины, ибо она так же неотрывна о т него, как он о т нее\ и в инстинкте, и в духе» [7]. Подобное отождествление себя и родины, себя и народа, безусловно, переживает Толстой в Севастополе. Во время работы над рассказом «Рубка леса» доминирующим у Толстого является «чувство пылкой любви к отечеству, восставшее и вылившееся из несчастий России» (47, 31). В этот период он порой склонен рассматривать войну в определенной мере как положительное явление в жизни общества. Так, о Крымской войне Толстой напишет следующие строки: «Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоин­ ством и гордостью будут принимать участие в делах общественных, а энтузиазм, возбркденный войной, оставит навсегда в них характер са­ мопожертвования и благородства» (47, 27—28). Приподнятое, взволнованное состояние художника, его влюблен­ ность в русский народ наложили особый отпечаток на содержание и поэтическую форму второго рассказа о кавказской войне. В рассказе «Рубка леса» писатель не заостряет внимания на противоестественности войны [8]. Вся поэтика произведения призвана раскрыть трудность солдатской службы, полной каждодневных лишений, постоянных жертв и часто не зачетных, но настоящих подвигов. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=