ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.1.
Художественный пир А. Н. Толстого он напишет: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. <... > Чудное время! ...Я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время» (59, 2 8 1 -2 8 2 ). Размышляя над природой стойкости русских воинов, Толстой в пер вом очерке из севастопольского цикла приходит к выводу: «Из-за креста, из- за названия, из угрозы не могут принять люди эти ркасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого — любовь к родине» [6]. Государственный патриотизм — это то чувство, через которое Толстой впервые осознал свою глубинную и нерас торжимую связь с русским народом, почувствовал силу его духа, особый возвышенный строй его души. Толстому в годину национальных испытаний как бы открылось «духовное лоно своего народа». По терминологии И. А. Ильина, произошел «акт патриотического самопознания». Философразъяс няет, что это такой момент, когда «настоящий патриот» «вдруг постигнет, что его личная жизнь и жизнь его родины — суть в последней глубине нечто единое и что он не может не принять судьбу своей родины, ибо она так же неотрывна о т него, как он о т нее\ и в инстинкте, и в духе» [7]. Подобное отождествление себя и родины, себя и народа, безусловно, переживает Толстой в Севастополе. Во время работы над рассказом «Рубка леса» доминирующим у Толстого является «чувство пылкой любви к отечеству, восставшее и вылившееся из несчастий России» (47, 31). В этот период он порой склонен рассматривать войну в определенной мере как положительное явление в жизни общества. Так, о Крымской войне Толстой напишет следующие строки: «Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоин ством и гордостью будут принимать участие в делах общественных, а энтузиазм, возбркденный войной, оставит навсегда в них характер са мопожертвования и благородства» (47, 27—28). Приподнятое, взволнованное состояние художника, его влюблен ность в русский народ наложили особый отпечаток на содержание и поэтическую форму второго рассказа о кавказской войне. В рассказе «Рубка леса» писатель не заостряет внимания на противоестественности войны [8]. Вся поэтика произведения призвана раскрыть трудность солдатской службы, полной каждодневных лишений, постоянных жертв и часто не зачетных, но настоящих подвигов. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=